С мошенничеством в процессе поиска работы сталкивался каждый второй экономически активный житель страны. При этом чаще всего россияне жалуются на липовые кадровые агентства и представителей сетевого маркетинга. Таковы данные опроса Исследовательского центра Superjob.
Попадать в подобные ситуации приходилось каждому второму
россиянину (50%). При этом некоторые попадались на улочку лжеработодателей не
один раз. "Таких компаний масса! Хочется вести чёрный список и выкладывать
жалобы в интернете, чтобы люди не попадались на крючок и чтобы эти организации
не существовали!"; "Особенно работа на дому – сплошной лохотрон", - возмущаются
респонденты.
На уловки мошенников чаще попадаются мужчины (52% против 48%
среди женщин). Кроме того, с недобросовестными работодателями чаще сталкиваются
респонденты старше 45 лет (55%) и опрошенные с ежемесячным окладом менее 25
тысяч рублей (52%).
Среди самых распространённых вариантов мошенничества
лидирует вымогательство денежных средств за разного рода услуги. С таким видом
обмана столкнулись более четверти россиян, признавшихся, что им приходилось
иметь дело с мошенниками (26%): "Агентства по поиску работы пытались брать
деньги, не предоставляя конкретной информации о работодателе"; "Заплатил деньги
за поиск работы, обещали найти в течение месяца. Через месяц пришел –
ничего".
На представителей сетевого маркетинга жалуется 21% россиян,
когда-либо попадавшихся на уловки мошенников: "Под видом собеседования
уговаривают соискателей приобрести какую-нибудь "панацею" для себя и
родственников".
Читайте также:
VIP–вкладчик Альфа–Банка лишился в Петербурге миллионов
Стоит отметить, что мошенничеством россияне (19%) считают
даже неполную информацию о вакансии или компании-работодателе. "Описание
вакансий не соответствовало действительности", - сетуют соискатели.
У 12% респондентов при приёме на работу требовали деньги "на
развитие организации", "за оформление счёта, на который будет переводиться
зарплата» и т. д., а каждому десятому соискателю, столкнувшемуся с мошенниками
(10%), предлагали пройти платное обучение.
С предложением отправить платные смс-сообщения, чтобы
получить подробную информацию о вакансии, а также с выставлением работодателями
несуществующих вакансий сталкивались по 4% респондентов.
С другими видами обмана сталкивались 18% соискателей: "На
сайтах в интернете просят указать номер телефона, а затем с номера исчезают
деньги"; "Собирают копии документов, а при отказе в приёме на работу копии не
возвращают, а там личные данные"; "Работодатели, приглашая на собеседование,
устраивают мозговые штурмы, то есть занимаются выкачиванием
идей".