Конференция "Эффективное взаимодействие с органами государственной власти" (Goverment Relations), организованная "Деловым Петербургом", дает возможность бизнесу и власти понять друг друга в достижении общих целей.
Мероприятие состоится сегодня в отеле Radison Sas Royal. Это
первая региональная конференция, посвященная government relation (GR),
инициированная "Деловым Петербургом" и агентством DP Media, которая раскрывает
вопросы цивилизованного лоббирования интересов деловой среды и пути нахождения
коллегиального мнения по острым вопросам.
"Этот форум является одной из форм эффективной коммуникации
между предпринимательским сообществом, представителями исполнительной и
законодательной властей разного уровня, а также общественными объединениями, —
поясняет Роман Романюк, шеф–редактор DP Media. — Прежде всего мы хотели бы
совместно выявить наиболее злободневные темы, по которым законодателям,
чиновникам, бизнесу и социуму необходимо прийти к консенсусу. Конкретные пути
решения сформулированных проблем мы будем искать уже на площадках бизнес–клубов
"ДП" — Клуба деловой политики или "Сенатор–клуба". За 11 месяцев работы они
уже стали важным звеном в новых формах GR с администрациями Петербурга и
Ленобласти. И мы готовы обсуждать там любые вопросы и видеть членами наших
клубов всех заинтересованных лиц".
В рамках конференции выступят спикеры:
— Бетсис Павел Максимович, генеральный директор "Сиско
Системс" в России;
— Буров Николай Витальевич, председатель Общественного совета СПб;
— Гилберт Крис, исполнительный директор Российско–Британской Торгово–промышленной палаты;
— Горбатюк Денис Александрович, директор по стратегическому развитию группы компаний "Оптоган";
— Дворкович Михаил Владимирович, председатель Совета директоров коммуникационной группы "Пресс Холл";
— Дмитриева Оксана Генриховна, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, фракция "Справедливая Россия";
— Катенев Владимир Иванович, президент Торгово–промышленной палаты СПб;
— Козьминых Михаил Юрьевич, уполномоченный по правам человека в ЛО;
— Крупник Павел Анатольевич, депутат Законодательного собрания СПб;
— Кулахметова Мария Васильевна, управляющий по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ООО "Филипп Моррис Сэйлз энд Маркетинг";
— Риммер Игорь Сергеевич, депутат Законодательного собрания СПб;
— Петров Владимир Станиславович, глава Сланцевского района Ленобласти, руководитель проекта "Свой дом";
— Поляков Кирилл Валентинович, председатель совета директоров ОАО "Кировский завод";
— Понибрашин Николай Георгиевич, начальник отдела Исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо–Запада Российской Федерации;
— Починок Александр Петрович, член Совета Федерации РФ;
— Ставцев Сергей Николаевич, руководитель департамента корпоративных коммуникаций компании "Евросиб";
— Толстых Павел Александрович, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти;
— Торрембини Витторио, президент GIM Unimpresa;
— Чернобровкина Мария Ильинична, исполнительный директор Американской торгово–промышленной палаты в СПб.
— Буров Николай Витальевич, председатель Общественного совета СПб;
— Гилберт Крис, исполнительный директор Российско–Британской Торгово–промышленной палаты;
— Горбатюк Денис Александрович, директор по стратегическому развитию группы компаний "Оптоган";
— Дворкович Михаил Владимирович, председатель Совета директоров коммуникационной группы "Пресс Холл";
— Дмитриева Оксана Генриховна, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, фракция "Справедливая Россия";
— Катенев Владимир Иванович, президент Торгово–промышленной палаты СПб;
— Козьминых Михаил Юрьевич, уполномоченный по правам человека в ЛО;
— Крупник Павел Анатольевич, депутат Законодательного собрания СПб;
— Кулахметова Мария Васильевна, управляющий по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ООО "Филипп Моррис Сэйлз энд Маркетинг";
— Риммер Игорь Сергеевич, депутат Законодательного собрания СПб;
— Петров Владимир Станиславович, глава Сланцевского района Ленобласти, руководитель проекта "Свой дом";
— Поляков Кирилл Валентинович, председатель совета директоров ОАО "Кировский завод";
— Понибрашин Николай Георгиевич, начальник отдела Исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо–Запада Российской Федерации;
— Починок Александр Петрович, член Совета Федерации РФ;
— Ставцев Сергей Николаевич, руководитель департамента корпоративных коммуникаций компании "Евросиб";
— Толстых Павел Александрович, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти;
— Торрембини Витторио, президент GIM Unimpresa;
— Чернобровкина Мария Ильинична, исполнительный директор Американской торгово–промышленной палаты в СПб.
В преддверии конференции "ДП" проводил среди чиновников и бизнесменов опрос о
том, насколько, по их мнению, сегодня эффективны отношения между бизнесом и
властью, и какова роль клубов "ДП" в процессе GR.
Владимир Барканов, член Совета Федерации РФ от Петербурга,
экс–депутат Законодательного собрания СПб:
"Как представитель власти я использую все возможные формы общения с бизнесом,
при этом наиболее эффективной формой взаимодействия считаю проведение рабочих
совещаний или встреч, на которых обсуждалась бы какая–нибудь одна проблема.
Однако обязательным условием я считаю обсуждение проблем именно на высшем
уровне, когда участники таких обсуждений лично могут принимать решения,
способные обеспечить достижение необходимого результата.
Задачи, которые я ставлю перед собой для решения проблем петербургского
бизнеса на федеральном уровне, — это в первую очередь увеличение трансфертов из
федерального бюджета на развитие городской инфраструктуры. Эффективность
организации логистических потоков, дорожного движения и работы транспорта в
городе в целом напрямую влияет на уровень деловой активности, комфортность и
конкурентные преимущества для бизнеса в Петербурге.
Второе направление — лоббирование оборонного заказа для предприятий
Петербурга.
Третье, наверное,— это развитие федерального законодательства в сфере
стимулирования инвестиций в высокотехнологичных отраслях промышленности, где наш
город является одним из лидеров в стране.
В экономически развитых странах сегодня СМИ сами составляют существенный
сегмент национальной экономики. Они косвенно помогают экономическому росту,
способствуя хорошему управлению и расширяя права граждан.
Организация на медийных площадках, таких как Клуб деловой политики "ДП" или
"Сенатор–клуб", возмож­ности свободно обмениваться своим видением развития
экономики между чиновниками и представителями бизнеса без "редакторских правок",
безусловно, может стать очень важным элементом развития гражданского
общества.
Роман Филимонов, вице–губернатор Петербурга: "Я считал и
считаю, что координатором в вопросах обсуждения путей взаимодействия должна быть
администрация города, потому что это ее основная задача. При этом у нас есть
координационный совет при губернаторе, который собирается раз в 3 месяца. Я
всегда говорю инвесторам: приходите туда, присылайте делегатов и ставьте живые
вопросы.
И еще раз повторюсь: если вы лично чего–то не знаете, это не значит, что
этого нет. С любым проблемным вопросом надо знакомиться.
Допустим, если у общественности возник вопрос по форме представления того или
иного нового объекта, то сейчас девелоперы подходят к этой теме достаточно
конструктивно. Это показали мои совместные встречи с инвесторами и общественными
организациями. Правда, обычно на первой встрече никто никого не слышит, но вот
на второй уже на профессиональном языке объясняется, что и как должно быть.
Встреча проходит более спокойно, подчас вопрос решается сам собой.
Поэтому хочу обратиться к руководителям строительных компаний: не надо
бояться встреч с населением, представителями общественности. Да, есть
неконструктивно настроенные, есть откровенные вымогатели, но есть и
действительно беспокоящиеся за существующий и будущий облик города люди. И у них
есть рациональное зерно. И, когда они слышат профессиональные ответы на свои
вопросы, они зачастую сами меняют свое мнение. А в некоторых случаях меняют свое
мнение и застройщики. И тут как раз нам могут помочь и СМИ, например клубы "ДП".
Надо просто чаще встречаться".
Рашид Исмагилов, вице–губернатор Ленобласти, президент
Ленинградской областной ТПП (ЛОТПП):
"Если говорить о Ленинградской области, считаю, что здесь диалог бизнеса и
власти налажен достаточно эффективно. Немалую роль в этом сыграла ЛОТПП. Основой
нашего взаимодействия стали соглашения о сотрудничестве палаты как с
правительством, так и с законодательным собранием ЛО.
Естественно, палата работает с различными федеральными органами власти. Мы
организуем семинары, круглые столы, куда приглашаются представители органов
власти, чтобы разъяснить принятые властными структурами решения, обсудить
проблемы, с которыми сталкиваются­ предприниматели, ответить на их
вопросы.
Что касается формы взаимодействия бизнеса и власти, то в целом такое
взаимодействие должно осуществляться через общественные организации. Этим как
раз характеризуется гражданское общество — когда граждане (а
предприниматели — наиболее активная часть гражданского общества)
консолидируют свое мнение по поводу актуальных вопросов и представляют власти
свое консолидированное мнение через общественные организации. Что касается
личных встреч представителей бизнеса и власти, то в каких–то ситуациях они
нужны.
Но жизнь показывает, что личное общение предпринимателей с представителями
власти, какие–то неформальные взаимоотношения могут вести к злоупотреблениям с
обеих сторон. Это путь к закрытости, непрозрачности, недобросовестной
конкуренции, что в конечном итоге ухудшает инвестиционный климат в стране,
вредит экономике.
У меня лично трудностей при взаимодействии с предпринимателями не возникало.
Да и откуда им взяться, если до того, как возглавить ЛОТПП и стать членом
правительства Ленинградской области, я сам был предпринимателем, весьма
успешным. И мне хорошо известны и понятны проблемы, с которыми предприниматели
могут столкнуться.
Клуб деловой политики "ДП" ведет большую и интересную работу, организуя
обсуждение актуальных тем и приглашая на свои заседания компетентных и
профессиональных участников.
Что же касается создания новой единой площадки, то, возможно, стоит
рассмотреть вариант создания ее на основе уже работающих в нашем регионе
общественных организаций, таких как торгово–промышленные палаты, Союз
промышленников и предпринимателей, "Деловая Россия", и работать над организацией
диалога власти, бизнеса и общества совместно.
Мария Кулахметова, член Общественной палаты Ленинградской
области: "Бизнес — это часть общества, он жизненно заинтересован в стабильности
и процветании общества. И экономический кризис, на который сегодня так часто
ссылаются, на самом деле обязывает и государство, и общественность, и бизнес еще
раз спросить друг друга: как каждый из нас может еще более ответственно
относиться к своей роли в развитии нашего общества, нашего общего будущего.
Успешный бизнес невозможен без четкого видения будущего. Бизнес всегда
заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте
собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном
каждодневном строительстве корпоративного будущего, а значит, будущего общества,
в котором бизнес работает.
Одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса
является ведение открытого, конструктивного диалога между обществом, бизнесом и
властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого
диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и
конкретной роли бизнеса в этом направлении. В настоящий момент инструменты и
площадки для эффективного общения общества, бизнеса и власти активно
развиваются. Таким образом, корпоративная благотворительность и социальное
партнерство — это не что иное, как стратегия создания устойчивого и
положительного взаимодействия бизнеса с обществом и властью с целью понимания
потребностей, создания взаимовыгодного диалога и развития этого самого
общества.
Принимая для себя решение об активном участии в жизни общества, помощи в
решении социальных проблем, бизнес имеет возможность создавать самые
благоприятные условия как для развития региона, так и для развития самого
бизнеса. В частности, деятельность Общественной палаты Ленинградской области
направлена на развитие гражданского общества. Целью ее является содействие
развитию общественных объединений, поддержка диалога между органами
государственной власти, местного самоуправления, бизнеса и общественности для
решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития
региона.
Общественная палата является достаточно молодой организацией, но при этом уже
внесла свой вклад во взаимодействие граждан с органами госвласти и местного
самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и
свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях
осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
Что касается бизнес–клубов "ДП", то это тоже весьма интересная и, как мне
кажется, перспективная форма обсуждения существующих проблем и нахождения их
решений".
Сергей Ставцев, руководитель департамента корпоративных
коммуникаций компании "Евросиб": "Эффективны именно те формы общения, которые
дают результат. Госорганы получают то, что у них традиционно в дефиците, —
первичную экономическую и маркетинговую информацию, статистику, а также
предложения, проверенные практикой бизнеса, ответственности за финансовый
результат, а не только уровнем знаний экспертов.
Сложнее всего с тем, что получает бизнес. Речь не о конкретных
преференциях — крупный состоявшийся бизнес в них уже не нуждается. Речь о
системных и долгосрочных решениях, которые сделают условия ведения бизнеса в
Петербурге инвестиционно более привлекательными, чем в других регионах.
В целом я бы разделил трудности общения с властью на две составляющие:
трудности компетенций и трудности коммуникаций.
В первом случае речь о недостаточном уровне отраслевых и управленческих
компетенций у среднего звена комитетов администрации города. Во втором — о
достаточно распространенной, но ничем не подкрепленной установке на то, что
частные компании представителям власти должны: должны предоставить статистику,
цифры, данные и пр. Иначе говоря, с той стороны часто отсутствует понимание
встречных интересов. В результате трансляция запросов в одну сторону чаще всего
не проходит, бизнес уже научился аккуратно обходить такие вещи.
Клуб деловой политики "ДП" — это хорошо как политическая платформа и красиво
для статуса, но пока это слишком размытая площадка с деловой точки зрения".
Владимир Петров, глава Сланцевского района Ленинградской
области: "Эффективность взаимодействия достигается тогда, когда стороны готовы
слушать и взаимно учитывать интересы и потребности друг друга. Нередки случаи,
когда бизнес говорит, что власть его не слышит. Но при этом бизнес не принимает
во внимание, например, те социальные цели и задачи, которые стоят в целом перед
регионом и, в частности, перед тем муниципальным образованием, на чьей
территории планируется реализация проекта.
Думаю, что идея создать Клуб деловой политики хороша. Только важно, чтобы
такая площадка для общения не превратилась в дежурное мероприятие, куда люди
приходят ради пиара, а не ради реального решения
вопросов".