Центр речевых технологий ежегодно увеличивает обороты на десятки миллионов рублей. Развитие компании было бы иным, если бы не два счастливых обстоятельства.
Инновационная фирма, созданная инженером
по радиоэлектронике Михаилом Хитровым, за 20 лет выросла
в предприятие, на котором работает более 300 человек. Теперь компания
начала внедрять крупные национальные программы для борьбы
с преступностью, например систему фоноучета по заказу правительства
Мексики. Михаил Хитров опосредованно известен всем журналистам «ДП» — именно его
система «Незабудка» помогает корреспондентам газеты лучше запоминать телефонные
разговоры с ньюсмейкерами.
О собственном деле Михаил Хитров задумался
во время перестройки. В 1990 году он учредил фирму, решив использовать
для бизнеса накопленный опыт в области­ речевых технологий —
с 1978 года он возглавлял сектор разработки систем распознания речи
в научно–производственном объединении "Дальняя связь".
Свои первые изделия компания производила для инвалидов по зрению (например, специальную говорящую клави­атуру). Потом к этому оборудованию добавилась продукция для МВД, например устройство, позволяющее очистить запись речи от шума.
Если с пакетом наработок у фирмы все было в порядке, то вот знаний о том, как вести бизнес, в начале 1990 годов не хватало. Поэтому первой удачей, помогшей развитию, Михаил Хитров считает консультации бывшего финансового директора NACA — после выхода на пенсию специалист колесил по развивающимся странам.
Вторым поворотным моментом в компании считают начало сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, которое началось в 2003 году. "ЕБРР сам на нас вышел. Предложил инвестиции в обмен на долю в компании. Сначала хотели отказаться — расставаться с частью детища было страшно", — рассказал Михаил Хитров.
Свои первые изделия компания производила для инвалидов по зрению (например, специальную говорящую клави­атуру). Потом к этому оборудованию добавилась продукция для МВД, например устройство, позволяющее очистить запись речи от шума.
Если с пакетом наработок у фирмы все было в порядке, то вот знаний о том, как вести бизнес, в начале 1990 годов не хватало. Поэтому первой удачей, помогшей развитию, Михаил Хитров считает консультации бывшего финансового директора NACA — после выхода на пенсию специалист колесил по развивающимся странам.
Вторым поворотным моментом в компании считают начало сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, которое началось в 2003 году. "ЕБРР сам на нас вышел. Предложил инвестиции в обмен на долю в компании. Сначала хотели отказаться — расставаться с частью детища было страшно", — рассказал Михаил Хитров.
Но, подумав, предприниматель оценил плюсы
и согласился. По его словам, банки тогда в его компанию
не верили вообще — на развитие было не получить даже $ 20 тыс.
кредита. Поэтому продукция выпускалась партиями по 10–15 штук и была
дорогой. Денежные вливания инвестора помогли наладить серийное производство. Все
это привело к тому, что с 2003 года оборот компании вырос
в 16 раз, по итогам 2010 года превысив 500 млн рублей. Участники
рынка считают, что такое сотрудничество — мечта любой российской
инновационной фирмы. "Это не поддержка, а желание извлечь прибыль.
Но российских инвесторов в этой сфере нет, это понимают все", —
заключил генеральный директор ООО "Системы анализа" Николай
Сафьянников.
За 20 лет работы компания создала несколько сотен разработок, например системы автоматического оповещения, устройства шумоочистки и системы синтеза и распознавания речи (маршрутизаторы звонков, работающие по ключевым словам, голосовое управление сайтами и т.д.).
Большую часть изобрете­ний компания не патенту­ет, обосновывая это тем, что таким образом разработку проще скопировать. По этой же причине предприятие не работает с Китаем. "В эту страну продать что–то можно один раз", — смеется предприниматель.
За 20 лет работы компания создала несколько сотен разработок, например системы автоматического оповещения, устройства шумоочистки и системы синтеза и распознавания речи (маршрутизаторы звонков, работающие по ключевым словам, голосовое управление сайтами и т.д.).
Большую часть изобрете­ний компания не патенту­ет, обосновывая это тем, что таким образом разработку проще скопировать. По этой же причине предприятие не работает с Китаем. "В эту страну продать что–то можно один раз", — смеется предприниматель.