Уверенность российских потребителей выросла на 4% за квартал

Росстат сравнил индекс потребительской уверенности в России и странах Евросоюза. Судя по этим данным, России уже есть чем гордиться перед аутисайдерами PIIGS, но пока трудно сравниться с Финляндией.

Индекс уверенности потребителей - суммарный. Он складывается из оценок жителями стран своего материального положения, перемен в экономике, а также готовности совершать "крупные покупки".
Судя по данным, которые в четверг представил Росстат, индекс потребительской уверенности в Европе и России вполне соответствует общей экономической конъюнктуре. Например, аутсайдерами в этом списке, ожидаемо оказались страны-должники PIIGS, предполагаемый дефолт которых уже не первый месяц будоражит инвесторов и служит предлогом для слухов о приближающемся развале евросоюза.
Самая низкая уверенность в блоке PIIGS у потребителей из Греции (-68,5%) и Португалии (-49,2%). Несколько лучше ситуация в Италии (-24,1%) и Испании (-15,5%).
Среди стран юго-восточной Европы самые низкие показатели и спад во втором квартале 2011 года покаазли Болгария (-39,7%) и Венгрия (-36,6%). Обратные изменения отмечаются в Словакии и Словении. Там при достаточно низком уровне индекса (-23,1% и -25,1%) за квартал он повысился на 0,4% и 1,2%.
Лучший показатель роста - плюс 9,4% за квартал у Великобритании (-14,7%). Лидирует же в списке сосед России – Финляндия. Индекс потребительской уверенности в этой стране составляет +16,8%. В то же время данный показатель хуже предыдущего (+21%).
Вместе с Финляндией разнонаправленную динамику в верхней части списка демонстрируют Дания +11,5% (было +9%), Германия +9% (ранее +8,7%), Люксембург +10,3% (+2,4%), Австрия +6,3% (+9,8%), Нидерланды +2,6% (+10,2%) и Бельгия +1,5 (+0,6). Эти цифры подтверждают слова экспертов о том, что внутри Евросоюза страны очень не равны и в перспективе экономическая дистанция между ними возрастет.
В России уверенность потребителей за квартал выросла на 4% до -9%. Эксперты Росстата отмечают положительную динамику по всем составляющим индекса. Хотя выглядят приведенные цифры не слишком оптимистично. Например, если раньше изменений в экономике России к худшему ждал каждый четвертый потребитель, то по последним данным – "только" каждый пятый. Другой пример – произошедшие за последнее время перемены в экономике отрицательно оценивают 30% российских потребителей - по данным на первый квартал 2011 года было 37%.
"Резко поменять курс не удастся", - считает бизнес-тренер компании "Ораторика" Алексей Слободянюк. По его мнению, шок который испытали российские потребители в кризис не прошел бесследно. В марте 2008 года индекс потребительской уверенности в России приблизился к максимальной за десятилетие нулевой отметке, но уже в январе 2009 года рухнул до -35%. В то же время реализация "отложенного спроса" на дорогостоящие товары в России сейчас набирает обороты.