Азиатские бренды активно предлагают миру новые модели электромобилей, Европа собирается отказаться от бензиновых двигателей к 2050 году, а США готовятся принять у себя очередной этап мирового кубка по гонкам электрокаров. А в России для развития экологичного автотранспорта пока не хватает ни господдержки, ни соответствующей инфраструктуры.
С середины июня в Москве и Петербурге можно купить электромобиль Mitsubishi i-MiEV. Эксперты авторынка относятся к началу продаж этой модели в России как к эксперименту, имеющему мизерные шансы на успех.
"Модель не будет пользоваться большим спросом. Это имиджевый автомобиль по высокой цене. В нашей стране такое приобретение невыгодно, - говорит директор агентства "Авто-Дилер СПб" Михаил Чаплыгин. - В Европе и США электромобили набирают обороты благодаря субсидиям государства и развитой инфраструктуре. В Америке преобладает малоэтажное строительство, и владельцам электромобилей легко заряжать машину от розетки, в наших многоэтажных домах это сделать проблематично".
В США правительство всячески поддерживает распространение электромобилей, ведь они могут помочь стране стать менее зависимой от цен на бензин и импорта нефти. В государстве на федеральном уровне установлены стандарты экономии топлива для уменьшения выбросов в атмосферу, покупателям электрокаров предоставляются так называемые "налоговые кредиты". Согласно исследованиям Мичиганского университета, за последние 3,5 года доля вредных выбросов из новых американских машин снизилась на 14%.
США продолжают развивать инфраструктуру для электрокаров. В июне Американская ассоциация автолюбителей представила мобильные заправочные станции, которые будут подзаряжать разрядившиеся посередине пути электромобили, чтобы они могли доехать до ближайшей заправки.
Производители также стремятся заменить бензин электроэнергией. В мае генеральный директор компании Ford Motor Билл Форд заявил, что к 2020 году около 25% продукции его компании будут составлять машины, работающие на электричестве, и призвал правительство поддержать производство литий-ионных батарей для электрокаров. В этом году компания собирается представить легковой электромобиль Ford Focus, а также гибридную и электрическую версию новинки – минивэна Ford Focus C-Max.
Европейские производители стараются не отставать от американцев. В марте комиссия Евросоюза предложила через несколько десятилетий отказаться от использования в городах автомобилей с бензиновым двигателем. В июне британский автоконструктор Гордон Мюррей представил электрокар T27, который появится на рынке менее чем через 2 года и, по задумке автора, должен стать самым экономичным электромобилем.
В ряде стран уже начинают отказываться от стимулирования продаж электрокаров, мотивируя это тем, что при растущих ценах на бензин зарядка автомобилей электричеством выгодна и без дополнительной поддержки. Например, в мае 2010 года правительство Германии объявило, что больше не будет выделять субсидии покупателям электрокаров, зато выделит деньги на исследования экологичного автотранспорта. В рамках государственной программы немецкая компания Porsche разработала и начала тестирование трех прототипов электромобилей Porsche Boxter.
Однако в России без государственной поддержки дилеров и покупателей электрокаров распространение экологичных автомобилей вряд ли начнется, особенно если учитывать достаточно высокую цену электрокаров. В июле петербургский бизнесмен Борис Зингаревич купил норвежского производителя электромобилей Think, однако неясно, рискнет ли предприниматель переориентировать Think на российский рынок с неразвитой инфраструктурой и отсутствием господдержки.
На фото: Think City
Пока же в нашей стране все более популярными становятся зарубежные гибридные автомобили, которые можно заряжать как бензином, так и электричеством. В Петербурге скоро откроют первые заправки для электрокаров и гибридов, уже существует компания, специализирующаяся на ремонте и обслуживании гибридных машин.
"С начала лета клиентов у нас стало заметно больше, - рассказывает мастер фирмы "Гибрид-Сервис" Сергей Шамхалов, - Чаще всего к нам обращаются владельцы азиатских гибридов – Toyota Prius, Honda Civic. У гибридов в нашей стране хорошие перспективы, особенно если будут снижены ввозные пошлины на иномарки".
Ожидается, что к концу 2012 года на рынке появятся и отечественные гибриды. 8 июня в промзоне Марьино на юго-западе Петербурга губернатор города Валентина Матвиенко и бизнесмен Михаил Прохоров запустили строительство завода по производству отечественных гибридов "Ё-мобилей". Предполагается, что двигатель новой машины можно будет заряжать бензином или природным газом, но не электричеством. Эксперты считают, что оценивать шансы российского гибрида на успех пока рано.
На фото: Ё-мобиль
"Спрос на этот автомобиль будет, если производители сохранят заявленную цену – от 300 до 450 тысяч рублей, - утверждает Михаил Чаплыгин, - "Ё-мобиль" пока правильно выводится на рынок – предзаказ позволяет проверить потенциальный спрос. Хотя сомневаюсь, что все люди, которые сейчас подали заявку на "Ё-мобиль", его купят. Многие просто хотят проверить, как работает эта система".