В недрах Министерства здравоохранения и социального развития созрел собственный законопроект по ограничению курения в общественных местах. Это самый жесткий из всех существующих проектов по борьбе с курением.
Новая версия законопроекта по ограничению курения предполагает полный запрет на курение в общественных местах, включая рестораны, бары, ночные клубы, территории аэропортов и вокзалов, а также продажу табачных изделий на этих территориях. Авторы законопроекта намерены изгнать курильщиков отовсюду. В частности, в проекте есть норма, запрещающая курение в подъездах без согласия всех жильцов дома.
Серьезные ограничения коснутся и продажи сигарет. Предполагается, что табачные изделия невозможно будет реализовать в помещениях площадью менее 50 м2, то есть в ларьках и киосках. Более того, сигарет не будет в открытой продаже и в супермаркетах. Курильщики смогут заказывать сигареты по специальному прейскуранту. Минздравсоцразвития настаивает на том, что величина акциза в стоимости пачки сигарет должна составлять не менее 50%, то есть в рознице сигареты будут стоить дороже 60 рублей за пачку.
"Я приветствую такое предложение. Наша задача — сохранить здоровье нации, и ради этого ничего не жалко, — считает Арам Мнацаканов, совладелец ресторанной группы "Пробка". — Мы оборудуем на улице скамеечки для курения и выгоним курильщиков туда. Другое дело, что у нас такие улицы, что не все гости вернутся. Но это не страшно", — отмечает Арам Мнацаканов. По его словам, повсеместный запрет на курение в Европе никак не повлиял на выручку ресторанов: некурящая публика почувствовала себя комфортнее.
"Сейчас предприятия общепита рискуют лишиться 25% своей выручки в связи с введением полного запрета на курение. Тем более, если в законе останутся лазейки, и одни предприятия будут выполнять требования, а другие нет, как это часто случается в России", - отмечает Яков Пак, в прошлом директор по маркетингу сети кофеен "Идеальная чашка". По его словам для минимизации последствий закона для предприятий общепита лучше начинать с увеличения акцизов на табачную продукцию, чтобы курильщики отвыкали от сигарет постепенно.
Этот вариант законопроекта предполагает полный запрет на спонсорство табачными компаниями различных мероприятий и всякую рекламу сигарет. Скорее всего, именно этот пункт станет предметом ожесточенных дебатов в Государственной думе. У табачных компаний он уже вызвал недоумение.
Фотогалерея: примеры антитабачной рекламы
На фото: Антитабачная реклама, кажется мало влияет на россиян
"Мы понимаем стремление властей к ужесточению регулирования всех сфер табачного рынка. Вместе с тем мы считаем, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, а главное — эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или вовсе не будут работать", — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "Бритиш Табако Компании Россия".
Столь резкая версия законопроекта возникла в Министерстве здравоохранения и социального развития под влиянием недавней статистики Всемирной организации здравоохранения. В ней Россия заняла первое место в мире по числу курильщиков и смертности от курения. Для министра Татьяны Голиковой эти данные стали шоком.
"Мы предполагали, что это будет Мексика и Египет, но Мексика и Египет в этом исследовании оказались на существенно более дальних, то есть более позитивных местах, чем мы", — сказала она.
В России курят 43,9 млн россиян, или 39% от всего населения. В среднем россияне выкуривают 17 сигарет в день, тратя на это 570 рублей в месяц. От болезней, вызванных курением, умирает 400 тыс. человек ежегодно.
Видео: ролик "Детские отмазки" агентства Smetana