ВИЧ-активисты и правозащитники бьют тревогу - в 15 регионах РФ зафиксированы проблемы с проведением жизненно необходимых обследований ВИЧ-положительных пациентов. О ситуации "ДП" рассказал специалист по адвокации Международной коалиции по готовности к лечению в Восточной Европе и Центральной Азии Денис Годлевский.
"ДП": Каков уровень заболеваемости по ВИЧ-инфекции в настоящий момент?
Денис Годлевский: Несмотря на позицию Минздравсоцразвития РФ, который оценивает ситуацию с ВИЧ в стране как стабильную, в настоящий момент идет эпидемия СПИДа. Согласно только официальным данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, прирост составляет 60 тыс. человек в год. Но мы прекрасно понимаем, что эту цифру можно увеличивать до 100 тыс., так как официальная система зачастую не охватывает наиболее уязвимые слои - потребителей наркотиков, секс-работниц, мужчин практикующих секс с мужчинами.
"ДП": Каковы наиболее острые проблемы сегодня в этой области?
Д.Г.: Их несколько. Прежде всего – это перебои с антивирусными препаратами. Минздрав это отрицает. В прошлом году только через Прокуратуру удалось доказать, что были нарушения с недопоставкой препаратов в больших объемах.
Читайте также:
Петербург потратит 350 млн рублей на борьбу со СПИДом
Эти препараты подавляют вирусную нагрузку в крови и, человек, принимающий их ежедневно, по сути, становится безопасным. Если пропустить прием, то может поменяться форма вируса, он может стать устойчивым к лечению, понадобится лечение следующей линии, более дорогой, как и в ситуации с туберкулезом.
Начиная с 2005 года, когда впервые в бюджет были заложены деньги на покупку этих лекарств, по мере увеличения необходимого объема, растут перебои с их поставкой. В этом году такая же ситуация сложилась с тестами на определение уровня "вирусной нагрузки".
"ДП": Насколько эти тесты важны для ВИЧ?
Д.Г.: Эти тесты определяют иммунный статус, количество вирусов в крови. Исходя из этих показателей, врач назначает лечение. Человек с ВИЧ может дольно долго справляться с инфекцией силами организма, и только на поздних стадиях ему нужна будет поддержка иммунотерапии. Без тестов правильное лечение врач не может назначить, он может пропустить тот момент, когда лечение необходимо и тогда состояние пациента может довольно резко ухудшиться. Также при помощи тестов определяют, правильно ли подобрано ли лечение - работает оно или нет.
И вот этих дорогостоящих тестов сейчас нет. Раньше их закупкой занимался Минздрав, деньги шли из федерального бюджета. С этого года закупки передали в регионы, пообещав выделять субвенцию. Сообщили об этом в регионы только в конце прошлого года. Но в ноябре бюджеты в регионах были уже сформированы, кроме того, субвенция, по словам врачей с которыми я разговаривал, покрывает лишь 10-20% от потребностей. Документы на субвенцию были подписаны только летом, и она еще не дошла в регионы. Там до сих пор не делают тесты.
"ДП": О каком объеме средств идет речь?
Д.Г.: Это большие деньги. Все закупки в сфере ВИЧ - лечение, тесты, профилактика -составляют 14 млрд рублей. В этом году эта цифра составляет 18 млрд включая гепатит. Для сравнения - на профилактику заложено лишь 500 млн рублей, но средства еще не дошли на места –конкурс объявили только в середине августа. Кроме того предлагается всю работу по всей России выполнить за 40 дней.
"ДП": Люди с ВИЧ как-то реагируют на ситуацию?
Д.Г.: Мы сделали сайт www.pereboi.ru и там каждый человек, живущий с ВИЧ, может оставить свое сообщение, если ему сменили таблетки, или не делают анализы. Кроме того ребята со всей России объединились и создали инициативную группу которую назвали «Пациентский контроль». Смысл в том, что сами пациенты выявляют те проблемы в системе, которые не может или не хочет увидеть государственная машина и открыто говорят о них.
"ДП": Сколько сейчас вообще людей, живущих в ВИЧ, в мире и в России, в частности?
Д.Г.: По сведениям Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), в мире порядка 35 млн людей, живущих с ВИЧ. В России на учете более 600 000 ВИЧ-положительных. По оценочным данным более миллиона людей живет с ВИЧ. В Петербурге, опять таки официально –более 30 тысяч. Но, как говорят некоторые эксперты, каждый десятый ВИЧ-положительный в России – житель нашего города.
"ДП": Люди в России мало информированы об этом заболевании…
Д.Г.: Да. Люди считают, что ВИЧ и СПИД — это одно и то же. СПИД действительно фатален, смерть может наступить в результате любого заболевания. Но,ВИЧ – это вирус, который сам по себе не гарантирует синдрома приобретенного иммунодефицита, человек с ним может жить неопределенное количество лет. Во-вторых, его развитие можно блокировать при помощи, так называемой, антиретровирусной терапии. Она, правда, токсична и очень дорога - в России это $5-12 тыс. в год, и государство не покрывает лечение всех нуждающихся.
Еще один миф – что у родителей с ВИЧ не может родиться здоровый ребенок. Может. Даже в Африке, где антиретровирусная терапия малодоступна, матери с вирусом рожают до 50% детей без ВИЧ. При применении терапии ребенок может быть рожден свободным от ВИЧ в 100% случаев. В России более 95% женщин с ВИЧ, которые рожают детей, рожают их свободными от вируса.
Люди думают, что ВИЧ очень заразен, но этот вирус передается в 100 раз менее активно, чем, например, вирус гепатита В. За пределами человеческого организма он существовать не может. Именно поэтому ВИЧ, в отличие от чумы, не передается воздушно-капельным путем или бытовым способом — с вещами, посудой или через пользование общими предметами быта. В то же время даже поцелуй, дающий почти абсолютный эффект при заражении некоторыми гепатитами или тем же туберкулезом, безвреден в случае с ВИЧ.
Мы часто сталкиваемся с таким аргументом: они сами виноваты, ВИЧ -болезнь греха, следствие распущенности, не надо их лечить, тратить на них деньги и т.д. Но я всегда выдвигаю такой контраргумент – тогда и болезни сердца, и ожирение – тоже болезни греха, ведь сосуды забиваются из-за неправильного питания, переедания. Их, получается, тоже не надо лечить?
Когда-то, когда вирус еще не получил такого распространения, действительно ВИЧ был уделом секс-работниц, наркопотребителей и так называемых сексуальных меньшинств. Сегодня он давно вышел за пределы «групп риска» и распространяется среди вполне благополучной части населения половым путем.
Существует мнение, что как только будет изобретена вакцина от ВИЧ, эпидемия будет остановлена. Это не так. Вакцина от гепатита В, как известно, существует, но люди продолжают от него умирать. Дело не только и не столько в стойкости вируса. Дело — в упорном нежелании людей вникать в суть проблемы. Удивительная, порой до абсурда доходящая безалаберность, непонимание того, что здоровье — это высшая из ценностей, которыми только может обладать человек, что каждому необходимо брать на себя ответственность за свое здоровье — вот катализаторы эпидемии.