В дело о банкротстве Пролетарского завода, входящего в корпорацию ВЕФК сбежавшего банкира Александра Гительсона, вступила Федеральная служба безопасности. Теперь "увести" актив будет проблематично, уверены эксперты.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отложил на сентябрь рассмотрение иска Агентства по страхованию вкладов (АСВ) о признании банкротом Пролетарского завода. Причина отсрочки - вступление в дело Минпромторга и ФСБ. Пролетарский завод, задолжавший АСВ около 1,75 млрд рублей, является оборонным предприятием (поставляет корабелам энергетическое оборудование). Сегодня оно выполняет заказ Минобороны на 1,1 млрд рублей и Рособоронэкспорта на 417 млн рублей. "Банкротство таких предприятий проходит под наблюдением ФСБ", - комментирует арбитражный управляющий Алексей Тренклер.
Пролетарский завод контролируется (около 60?% акций) структурами Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) Александра Гительсона (сейчас осужден, но находится в розыске). В 2008 году, перед самым кризисом, входивший тогда в корпорацию банк ВЕФК выдал заводу кредитов на 1,7 млрд рублей (всего таких кредитов банк выдал аффилированным структурам на 40 млрд рублей). В кризис банк ВЕФК был подвергнут санации. Теперь он называется "Открытие" и входит в одноименную корпорацию. А права требования по долгам, в том числе и Пролетарского завода, перешли к АСВ.
Пролетарский завод - ключевой актив ВЕФК - избегал банкротства благодаря стратегическому статусу. Сначала владельцы завода предложили расплатиться с государством в лице АСВ акциями предприятия, проведя допэмиссию. Но АСВ хотело контрольный пакет, на что владельцы ВЕФК не согласились. Тогда, как говорит юрисконсульт завода Сергей Федин, был предложен проект реструктуризации долга на 12 лет. По поручению вице-премьера Сергея Иванова шесть министерств утвердили проект соглашения о рассрочке. Но АСВ отказалось давать рассрочку и в мае 2011 г. подало иск о банкротстве завода.
На фото: Александр Гительсон
Почти все компании, входящие в ВЕФК, банкротятся по искам АСВ. Причем, как правило, брать у них уже нечего: активы, приобретавшиеся на деньги банка ВЕФК, давно принадлежат совсем другим компаниям и людям, говорит первый заместитель председателя правления АСВ Валерий Мирошников. АСВ оспаривает эти сделки, но зачастую безуспешно.
Но в случае с Пролетарским заводом этот номер не пройдет, считают эксперты. "ФСБ имеет не только право голоса, к которому судья прислушивается. Она также может провести уголовную проверку, если увидит, что интересы государства в деле о банкротстве нарушаются", - говорит арбитражный управляющий Дмитрий Георгиевский.
"Будем надеяться, что в присутствии ФСБ такого беспредела, какой мы видели в ВЕФК, не будет", - говорит Валерий Мирошников.