Дороги жизненного цикла

Автор фото: Иван Анишев

В Петербурге начнут строить дороги по новой финансовой схеме. Механизм позволит городу отсрочить оплату объектов транспортной инфраструктуры, а бизнесу получить доступ к долгосрочным контрактам.

Первые контракты жизненного цикла (КЖЦ) в Петербурге, возможно, будут заключены в феврале следующего года. В настоящий момент в городском правительстве разрабатывается соответствующая форма договора. Сейчас по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам рассматриваются проекты создания дорожной сети в Колпино, скоростного движения по набережной Обводного канала и строительства тоннеля под КАД в районе Гражданского проспекта.
Разработка проекта контракта предусмотрена постановлением городского правительства. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры до конца года должен обеспечить разработку примерной формы долгосрочного государственного контракта для проектирования, строительства, ремонта и содержания автодорог регионального значения.
Как отмечает управляющий партнер юридической компании "Качкин и Партнеры" Денис Качкин, документ также предусматривает ключевые условия, которые должны быть предусмотрены этим контрактом. К ним относятся: цена контракта, определяемая как сумма сметной стоимости строительства и цены содержания и ремонта дороги в течение срока контракта, порядок ее индексации и сроки оплаты, условие о гарантийном сроке и некоторые иные пункты.
Начальник аналитического отдела Инвесткомпании "БФА" Денис Демин уточняет, что  основной особенностью контрактов жизненного цикла является то, что исполнитель осуществляет строительство и обслуживание объекта инфраструктуры за свой счет, получая возможность эксплуатировать его в дальнейшем в течение всего жизненного цикла объекта. Заказчик же в лице соответствующего органа власти начинает платить исполнителю за использование объекта уже после его ввода в эксплуатацию.
"Если все будет правильно оформлено, то за контрактами жизненного цикла большое будущее, 99% дорог Великобритании строится по данной схеме. Для компаний это стабильный бизнес, они сами проектируют, строят, эксплуатируют в течение 25-30 лет.  Для государства – это тоже выгодно, поскольку финансирование, которое сейчас выделяется на дороги явно недостаточно. Например, с 1 января 2012 г. заработают региональные дорожные фонды, мы подсчитали, что по СЗФО они покрывают только 30% от нормативных потребностей", - говорит директор Ассоциации предприятий дорожного комплекса СПб Юрий Агафонов. Правда, эксперты советуют чиновникам четко контролировать процесс выбора партнера. По мнению Дениса Демина  на российском рынке явно недостаточно компаний, способных не только построить инфраструктурный объект, но и осуществлять его последующее обслуживание и эксплуатацию.