Россия закроет небо для мелких чартеров

В отсутствие новых самолетов власти России намерены ограничить практику мелких чартеров для компаний, в парке которых доминирует старая техника отечественного производства.

Российским авиакомпаниям, имеющим на вооружении старые самолеты вроде "Як-40", "Як-42", "Ан-26", "Ту-134", "Ан-24", запретят организовывать чартерные рейсы. Перед фактом закрытия оказались такие компании, как "Татарстан", "Когалымавиа", "Якутия", "Газпромавиа".
7 сентября 2011 года новый импульс борьбе с "мелкими частниками" придала катастрофа "Як-42". Самолет разбился неподалеку от аэропорта Ярославля "Туношна". 44 человека из 45, в том числе члены экипажа и основной состав команды ХКЛ "Локомотив", погибли. Рейс Ярославль – Минск был чартерным.
Теперь президент РФ Дмитрий Медведев ждет от правительства прекращения деятельности авиакомпаний, "не способных обеспечивать безопасность пассажиров".
"Возможно, это лоббитские интересы или просто очень низкий профессиональный уровень", – сообщил dp.ru источник в руководстве одной из упомянутых компаний.
Минтранс РФ уже рекомендовал Росавиации выдавать разрешения на проведение чартеров только крупным авиакомпаниям. Их список будет сформирован до 15 сентября.
Многие "мелкие перевозчики", вероятно, будут вынуждены свернуть практику в регионах, а пассажиропоток на депрессивных внутренних авиалиниях сократится на 50-60% и более.
"Для компаний, которые используют советские самолеты, это будет смертельный удар", – считает генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
Однако пассажиры, по его мнению, пострадают не сильно – освободившуюся нишу быстро займут окологосударственные компании. "Я сторонник либерализации воздушного транспорта. В России жирные коты устраивают "монопольку", итогом станет рост цен. Им только дай волю – они все сожрут. В правительстве в моде тенденции на гигантоманию. Можно обсуждать – зачем, почему, но у них свой взгляд на ситуацию", – говорит эксперт.
Несмотря на негативный аспект прекращения деятельности региональных компаний, которые используют самолеты российской сборки, Дмитрий Медведев намерен включить практику субсидирования местных и региональных авиаперевозок.
Региональную авиацию России долгое время поддерживали компании с небольшим парком машин, в основном отечественного производства. Гиганты вроде "Арофолота" уже давно делают ставку на машины иностранного производства и масштабные проекты.
По словам экспертов, теперь часть российских авиаперевозчиков будут вынуждены уйти с рынка. Некоторые – весьма немногие – получат помощь. В частности, до 1 января гражданские самолеты в России планируют оборудовать системами предупреждения столкновения с землей и системами предупреждения самолетов в воздухе. Также предполагается до конца 2012 года оснастить все гражданские самолеты аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ.