Валентина Матвиенко, став спикером Совета Федерации, первым делом пообещала "защитить сенаторов" от досрочного отзыва. Эксперты отмечают, что она стремится защитить в первую очередь себя. Кроме того, она повторяет действия экс–спикера Сергея Миронова.
Экс–губернатора Петербурга Валентину Матвиенко единогласно утвердили на посту спикера Совета федерации. Первое, что она пообещала коллегам–сенаторам, — добиться защищенности их статуса. По словам Матвиенко, сенаторский корпус должен быть "устойчивым, стабильным и профессиональным", а для этого нужно избавить сенаторов от "дамоклова меча увольнения из–за колебаний конъюнктуры региональной власти".
Иными словами, Матвиенко предлагает сделать так, чтобы сенатор не зависел от смены власти и не мог быть отозван делегировавшим его органом власти. Сейчас органы исполнительной или законодательной власти региона могут сделать это в любой момент. Именно так Законодательное собрание Петербурга отозвало в мае предшественника Матвиенко, лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова.
Валентина Матвиенко заявила, что в ближайшее время внесет в Госдуму соответствующий законопроект. Сама она была предложена в спикеры Совфеда в июне губернаторами, идею поддержал президент Дмитрий Медведев, после чего Матвиенко быстро избралась муниципальным депутатом и была назначена в Совфед новым губернатором Георгием Полтавченко.
Интересно, что Матвиенко фактически предлагает сделать то же самое, что в свое время сделал Миронов. До 2004 года региональные власти имели право отзыва сенаторов. Тогда нередки были случаи отзывов по политическим мотивам, с этим, например, связывали отзыв татарского сенатора Рафгата Алтынбаева, вступившего в мироновскую Партию Жизни (президент Татарстана Минтимер Шаймиев был единороссом). В 2002–2004 годах было отозвано без объяснения причин около 70 членов Совфеда, и Миронов жаловался: "Сенатор только вошел в курс дела — и его отзывают".
На фото: Валентина Матвиенко
Сергей Миронов, правда, замкнул процедуру отзыва сенаторов на себя, получив право инициировать отставку. И несколько раз он им воспользовался — когда речь шла о членах Совфеда, подозреваемых в неблаговидных делах. Например, сенатора от Ненецкого АО Александра Сабадаша за "занятие коммерческой деятельностью, в том числе и за рубежом, с которой он получал доход", или представителя Калмыкии Левона Чахмахчяна, позже приговоренного к 9 годам лишения свободы за мошенничество.
Когда дело дошло до отставки самого Миронова, единороссы продавили закон, отнимающий у спикера право отзыва сенаторов и возвращающий его в регионы. Таким образом, Валентина Матвиенко фактически говорит об отказе от той нормы, с помощью которой "Единая Россия" победила Миронова.
"Матвиенко пытается защитить в первую очередь себя, видимо ожидая, что после выборов президента она может лишиться и этого поста, — уверен политолог Владимир Васильев. — Тем самым она фактически дает понять Кремлю: "я вам не доверяю, считаю, что вы можете меня снять в любой момент". Это может вызвать раздражение Кремля".