Китай будет мировой мастерской, Россия — кочегаркой. Латинская Америка — фабрикой грез, Ватикан пока не решается взять на себя окончательную ответственность за духовность, а ЕС и США спорят — кто будет печатать деньги.
Фондовый рынок в последние недели все больше напоминает узкий и темный коридор. Игроки знают, что выход из жесткой консолидации бывает вверх и вниз. Причем чем жестче и дольше консолидация, тем жестче выход.
На фоне развала еврозоны, который, впрочем, больше напоминает смену состава в шоу с отставкой слабых звеньев (почему они стали слабыми — вопрос отдельный), в мире растет определенность. Определенность на уровне стран и целых регионов. Уже понятно, к примеру, что КНР станет (точнее — уже стала) главной мировой мастерской, а Россия, вероятно, сырьевой базой на которой будут трудиться в качестве рабсилы представители бывших союзных республик.
В финансовой сфере ситуация не такая однозначная. Потому что на право включать и выключать печатный станок претендует не только ФРС США, но и, например, Евросоюз с ЕЦБ. Кто в этом "бодании" развитых стран возьмет верх, пока не ясно. Рычаги влияния есть у обеих сторон. Проблемы тоже. Пока США ужесточают прессинг на Европу, используя в качестве козыря долговые проблемы ряда государств региона.
Локальная, но не менее интересная от этого тема – консолидация на фондовом рынке. Трейдеры утверждают, что на смену подобному "спокойствию" всегда приходит либо мощный взлет (в данном случае — предновогоднее ралли), либо обвал (которого также можно ожидать на фоне опасений за судьбу мировой экономики).
Читайте также:
Германия и Франция обсуждают сокращение числа членов ЕС
На этой неделе нервозность в Старом Свете передалась на американский фондовый рынок, который по итогам торгов 23 ноября просел более чем на 2%. Несмотря на предпраздничную поддержку (в США 24 ноября отмечают День Благодарения, или "Индюшкин день"). Однако пока говорить про решенный вопрос с обвалом не приходится.
"Сейчас рынок очень хорошо нагнули. Но, как известно, бежать с низкого старта получается быстрее", — отмечает глава аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев.
По словам эксперта, рыночная ситуация в целом повторяет движение по дорожной "зебре", однако на рынке уже не первый день отмечается отток "длинных денег".
Причиной являются общая негативная ситуация в макроэкономике и рост настороженности инвесторов. "Глобализация идет с двух сторон. Сейчас в мире "зачищают" страны, не вступившие в ВТО. В будущей (гипотетической) схеме мировой экономики Россия — это кочегарка, Китай — мастерские. Кто будет печатать деньги — пока вопрос, на эту роль претендуют не только США, ни и Евросоюз. Германия пытается сохранить суверенитет", — отмечает эксперт.
"В такого рода трактовках есть доля преувеличения, но страны с дешевой рабочей и раньше становились мастерскими. Судьба России в современном мире — действительно скорее судьба "кочегарки". Это касается всех стран, которые экспортируют много нефти и газа. Но надо учесть, что мировая экономика и раньше развивалась таким образом. В XIX веке мастерской мира, например, была Англия, а Германия — житницей. Потом продовольствем ряд стран обеспечивала Россия, потом эта роль перешла к США", — комментирует ситуацию политолог Дмитрий Травин.
Мнения о том, какая модель более вероятна в долгосрочной перспективе, расходятся. Политологи предлагают несколько версий. Среди них создание "мира общего благоденствия", в котором страны утратят границы в общепринятом смысле, однако функциональная нагрузка конкретных регионов ужесточится. Также рассматривается стратегия маятника, при которой в перспективе в мире произойдет ренессанс рабовладения в его беспримесном виде. В качестве примера–обоснования такой гипотезы авторы ссылаются на историю с акцией "Оккупируй Уолл–стрит" в Нью–Йорке, участники которой выразили протест против того, что 99% национальных богатств сосредоточены сейчас в руках всего 1% "хозяев мира".