Петербуржцы покупают цирк в складчину

Автор фото: Trend
Упасала-Цирк

Во дворе респектабельного бизнес–центра "Бенуа" на Свердловской наб. уже много лет располагается Упсала–цирк, а с ноября стать его совладельцем может любой петербуржец.

Цирковой шатер условно разбили на 600 тыс. пикселей, стоимость одного пикселя — 100 рублей. Права у владельца будут весьма ограниченные — забрать свой кусочек не получится. Зато те, кто покупает больше одной сотой шатра, смогут разместить на ней наклейку со своим логотипом. Она сможет там оставаться в течение 3 лет.
Самая верхняя часть шатра, купол, уже принадлежит социальной сети "Вконтакте". Компания заплатила за свою долю 60 тыс. рублей. Вячеслав Малафеев, вратарь футбольного клуба "Зенит", планировал приобрести 16 пикселей — в соответствии со своим номером, но решил, что такая доля слишком маленькая, и выкупил пикселей на 61 тыс. рублей.
История Упсала–цирка началась 11 лет назад. В 2000 году в Петербург из Берлина писать диплом по социальной работе приехала молодая девушка Астрид Шорн. Она работала в центре помощи детям из проблемных семей. Еда и одежда, которую предоставляют такие центры, — важные вещи, но этого мало для счастья, подумала Астрид и решила организовать детей с улицы в бродячий цирк. Это, думала она, по–настоящему заинтересует хулиганов: яркая презентация, риск, громкая музыка и много движения. Сама Астрид ездила по городу на одноколесном велосипеде, то с клоунским носом, то с яркими шариками.
"Мне хотелось, чтобы дети не вызывали жалости, а получали признание и успех", — говорит Астрид. Так появился бренд цирка — hooligan (буян, нарушитель). Астрид, правда, пишет это слово кириллицей, совершенно игнорируя его негативный смысл в русском языке. К шведскому университетскому городку Упсала–цирк, наоборот, отношения не имеет. "Упс!" — это русское "ой" на немецкий манер.
Труппа долго была настоящим бродячим цирком и скиталась, не имея крыши над головой. Артисты занимались в парках, дворах социальных центров, пока немецкая благотворительница фрау Рюге не подарила 10 тыс. марок на шатер. Труппу часто приглашали на гастроли в Германию, она стала своего рода знаменитостью, и кочевой образ жизни стал гастрольным.
Два года назад управляющая компания "Теорема" предложила разместить шатер на территории своего флагманского бизнес–центра "Бенуа" (один из якорных арендаторов, например, — крупнейшая интернет–компания "Яндекс"). "Когда мы переезжали во двор бизнес–центра, Игорь Водопьянов сказал, что все должно выглядеть достойно", — отмечает генеральный директор Упсала–цирка Лариса Афанасьева. Так что ничего похожего на табор или балаган там нет.
Для новых постояльцев облагородили территорию, проложили дорожки. Кроме того, "Теорема" отдала в пользование цирку чайный домик у Екатерининской купальни постройки 1894 года. Предварительно немецкие поклонники цирка собрали 50 тыс. евро на ремонт домика. Теперь в нем есть помещения для переодевания, еды и отдыха.
Сейчас циркачи снова ищут деньги, на этот раз 6 млн рублей на новый шатер — старый совсем прохудился. Немецкий фотограф Томас Руф готов продать в пользу цирка 75 своих фотографий. Один снимок стоит 1,5 тыс. евро. Этих денег все равно не хватит, поэтому куски будущего шатра продаются всем желающим. Совершить такую необычную покупку можно на сайте da-shatru.ru.
Это напоминает старинную европейскую традицию, когда театр или цирк покупали в складчину несколько человек. Шекспир, например, был одним из восьми владельцев театра "Глобус".