Политические сувениры новейшей эпохи

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Оживление политической активности граждан порождает спрос на специфические предметы обихода. На дополнительные доходы могут рассчитывать свадебные салоны и турфирмы.

Интернет-страницу салона "Все для свадьбы" неожиданно для администрации стали посещать сотни пользователей. Их интересовал один товар, который никогда не пользовался повышенным спросом. Всем понадобились белые ленты, причем так сильно, что покупатели готовы были платить 300 рублей за доставку товара стоимостью 50 рублей (столько стоит 2 м ленты). "Один покупатель захотел купить сразу 100 м. Мы такие объемы до сих пор не продавали", - отмечает Наталья Косарева, администратор салона.
Зачем людям такое количество лент, в салоне узнали тоже от одного клиента. Белые ленточки прикрепляют на одежду и рукава те, кто не согласен с результатами выборов в парламент.
Москвич Вадим Коровин пошел еще дальше и организовал магазин, торгующий исключительно протестной символикой "Нет ЕдРу". В каталоге сайта - футболки с протестными картинками, портретами лидеров оппозиции, календарями и "специальной литературой". Выручку сайта Вадим не раскрывает, но маржа, судя по всему, приличная: футболка стоит 500-550 рублей, тогда как стоимость обычной белой футболки, как правило, не превышает 800 рублей за 10 штук.
Вырученные от продажи деньги Вадим делит на три части: одна переводится на счета проекта Rospil.info (инициатор - Алексей Навальный), другая - жертвам политических репрессий и их семьям, третья - на развитие самого проекта.
Коровин услышал знаменитую фразу Навального о "партии жуликов и воров", захотел ее популяризировать офлайн, познакомился с автором на форуме "Антиселигер" и получил от него разрешение на использование.
Прогнозировать, как долго будет работать проект, Вадим не хочет, поскольку, как говорит, "и не ставил никогда определенных коммерческих целей".
Известно, что денег, заработанных на магазине, хватило на проект "Антикарусель": был арендован офис, который принимал сообщения о нарушениях на выборах в Думу (экипажи, операторы, наблюдатели набирались из числа добровольцев). И это при том, что других источников дохода у Вадима, как он говорит, нет.
Годом ранее петербуржец Сергей Сергеев, дизайнер и директор магазина "Вещи ручной работы", придумал создавать и продавать светильники с набором букв, которые читались как "партия жуликов и воров". Тогда за неделю Сергей продал 12 торшеров за 1800 рублей каждый - необычайно много для маленького магазина хенд-мейда. Однако уже полгода товар не пользуется спросом: "Поговорить и посмеяться над партией власти еще могут, а деньги отдавать - это уже нет", - сокрушается Сергей.
Впрочем, у протестных настроений могут быть совершенно неожиданные источники монетизации. Например, палаточный лагерь на Уолл-стрит в Нью-Йорке, который разбили недовольные текущей экономической политикой американцы (они называют себя "оккупантами"), включен в некоторые туристические маршруты по Нью-Йорку.
Туристы имеют возможность изучить лагерь, поговорить с протестующими и взять на память сувениры: значки, футболки, маски с изображениями Анонимусов (хакерское движение, атакующее официальные сайты). Возможно, революционный флер новой России мог бы привлечь в Москву и Петербург иностранцев, которые увозили домой не только ушанки и бутылки водки, но и памятные эмблемы оппозиционной борьбы.
У протестной символики имеется большой коммерческий потенциал, считает Андрей Ульяновский, доцент кафедры рекламы факультета прикладных коммуникаций СПбГУ: "Чем больше будет разрыв между неудовлетворенностью людей и общей официальной информацией, тем больше эти протестные сообщения будут приобретать ценность. Ношение протестных символов дает глубокую психологическую разрядку. По мере радикализации обстановки люди будут платить за символы все больше".
Полную версию статьи читайте в газете "Деловой Петербург"