Игорь Сечин - Владимир Лисин

Автор фото: Байгушева Антонина

Миллиардер Владимир Лисин сменил на посту председателя совета директоров госкомпании "Объединенная судостроительная корпорация" авторитетного чиновника Игоря Сечина. Скорее всего, он продолжит влиять на бизнес, а миллиардер получит дополнительную социальную ответственность

Игорь Сечин покинул пост председателя совета директоров государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в рамках исполнения поручений президента РФ по выходу чиновников из советов директоров госкомпаний. Соответствующий документ Дмитрий Медведев подписал в апреле 2010 года.
Многие эксперты изначально называли назначение Игоря Сечина главой совета директоров ОСК очень странным выбором, поскольку авторитетный чиновник очень далек от судостроения. Впрочем, если принять во внимание, что по образованию Игорь Сечин филолог-романист, то многие назначения в его жизни покажутся странными. А если учесть его прекрасные отношения с российским премьером Владимиром Путиным, то ничего странного нет.
С того самого момента, как Владимир Путин оказался у власти, Игорь Сечин занимал посты один выше другого. С 2000-го до 2008 года он был первым заместителем руководителя аппарата правительства РФ, поработал заместителем руководителя администрации президента РФ, а с 2004 года - еще и помощником президента. С мая 2008 года Сечин - заместитель председателя правительства РФ.
Все эти должности предполагают "доступ к телу" и высокую степень личного доверия Владимира Путина. О чем говорит хотя бы тот факт, что именно Игорю Сечину он доверяет представлять интересы государства в стратегических компаниях. Помимо ОСК с 2004-го по 2011 год Игорь Сечин возглавлял совет директоров ОАО "НК "Роснефть", а также совет директоров ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (с 2008-го по 2011 год). Многие эксперты сомневаются, что авторитетный чиновник Сечин, покинув формально бизнес, перестанет им интересоваться.
Владимир Лисин в начале октября сменил Игоря Сечина на посту председателя совета директоров ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Пока чиновник возглавлял совет директоров, компания энергично наращивала судостроительные мощности, поглотив 50 судозаводов по всей стране с 2007 года.
В октябре развернулась борьба за последние крупные предприятия отрасли - Северную верфь, Балтийский завод, Выборгский судостроительный завод. Влияние ОСК на их деятельность велико за счет заказов, которые госкорпорация размещает на предприятиях. Хотя формально эти заводы ей пока не принадлежат. Пока только руководство Выборгского судостроительного завода высказало желание перейти под крыло ОСК.
Что касается Балтийского завода, то менеджеры ОСК уже управляют им, вопреки воле собственников - структур экс-сенатора Сергея Пугачева. Им же принадлежит и Северная верфь, ее переход под контроль ОСК, похоже, дело времени.
По мнению экспертов, став главой совета директоров ОСК, Лисин ничего не выиграет, для него это дополнительная нагрузка: придется договариваться с Минобороны РФ по оплате контрактов, а также, возможно, разруливать социальные конфликты, ведь российское судостроение убыточно, и социальная напряженность в отрасли велика.
Основной актив Владимира Лисина - Новолипецкий металлургический комбинат, а также ряд транспортных компаний, портовых терминалов, которые нацелены прежде всего на обслуживание меткомбината. В его империи есть два небольших судозавода. Они выставлены на продажу с начала 2011 года. Одним из претендентов на них называют ОСК.