На эстонском и финском направлениях рейсовые автобусы теснят с рынка международных пассажирских перевозок туристический транспорт и маршрутные такси.
Первыми забили тревогу турфирмы, продающие автобусные туры в Эстонию. По данным Росграницы, в пиковые дни на границе с Эстонией, в Ивангороде, рейсовые автобусы идут с интервалами около 20 минут. Так как рейсовый транспорт имеет преимущественное право прохождения границы, туристические автобусы простаивают по несколько часов.
"Рейсов становится все больше. Возможно, уже через год туристические автобусы просто не смогут пересечь границу в Ивангороде", – опасается руководитель ИКЦ "Серебряное кольцо" Алексей Алексеев. Он добавляет, что экскурсионные туры его компании предполагают собственный маршрут с остановками, так что невозможно пересадить туристов на рейсовые автобусы. Большинству же турфирм хоть и не нужны остановки, но если туристы полностью пересядут на рейсовые автобусы, то они и туры будут покупать в Эстонии, а там рынок во власти местных компаний, заключают в турфирме "Евротур". Объем рынка автобусных турпоездок из Петербурга в Эстонию оценивается примерно в 700 млн рублей в год.
Уже сейчас, по данным Росграницы, ежедневно границу в Ивангороде пересекают туда и обратно 35 рейсовых автобусов и 10-15 туристических. До 2005 года было всего 16 рейсов, на линии работала лишь одна компания. Популярность рейсовых перевозок растет, тем более что компании предлагают довольно низкие цены, выигрывая за счет больших объемов перевозок. Большинство рейсовых перевозчиков собирается расширять бизнес. В компании "Люкс Экспресс" планируют увеличить количество рейсов, но не разглашают деталей. Более того, на рынок собираются выходить новые игроки. Компания "Евротур", которая сейчас продает билеты на рейсовый транспорт других компаний, собирается пустить в направлении Эстонии свои автобусы. "Сначала мы будем начинать как туристические, но скоро надеемся договориться о рейсовых перевозках", – говорит директор "Евротура" Юрий Бобрович.
На финском направлении турфирмы пока чувствуют себя относительно вольготно. Основной вид транспорта на этом направлении – маршрутные такси. Ими активно пользуются те, кто не имеет собственного автомобиля или не хочет садиться за руль. Большинство турфирм, работающих на этом направлении, сосредоточилось на шоп-турах или же продает сервис. "Мы сопровождаем туристов, решаем все вопросы, предлагаем много экскурсионных программ. Возможно, пару раз человек съездит с нами, а потом начнет путешествовать сам, но мы найдем другого", – заключают в турфирме "Нева".
Но тенденция к увеличению рейсовых перевозок наблюдается и здесь. В 2011 году компания "Совавто" открыла ежедневное движение до Лаппенранты. По данным "ДП", некоторые компании, работающие на эстонском направлении, планируют пустить автобусы и в сторону Финляндии. Есть аналогичные планы и у "Евротура". Процесс выхода на этот рынок тормозится из-за того, что договориться о рейсах с финской стороной непросто.