Вокруг молодых туристов, приезжающих в Петербург, формируются новые виды бизнеса: хостелы и инфраструктура для развлечений и культурного досуга.
Несмотря на недавний кризис, гостиничная инфраструктура динамично развивается. Ежегодно номерной фонд в городе увеличивается более чем на 1 тыс. номеров, и сейчас действует около 650 отелей на 30 тыс. номеров (по данным управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб). При этом все активнее в Петербурге появляются хостелы, и их количество по сравнению с позапрошлым годом (2010 год - 42 хостела) увеличилось почти вдвое (2011 год - 70 хостелов).
Хостельный (от англ. hostel - общежитие) бум пришелся на 2009 год, когда из-за кризиса упали цены на авиабилеты и отели и для студентов стало возможным путешествовать недорого. Тому, что резко выросло количество хостелов, есть несколько объяснений. Первое: молодежь много путешествует, предпочитая планировать отдых самостоятельно, отказываясь от посредников в лице турфирм. Во-вторых, молодые туристы тем самым экономят время и деньги, заказывая все через Интернет.
По данным консалтинговой компании Maris|CBRE, на конец 2011 года в Петербурге действовало не менее 70 хостелов. Те же цифры приводят эксперты из Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ).
На фото: Хостел "Graffiti" в Петербурге
Читайте также:
Городские хостелы взяли курс на укрупнение
"Хостелы подсчитать непросто, - утверждает Татьяна Гаврилова, исполнительный директор СЗРО РСТ. - При очередном подсчете цифры значительно изменились. В 2011 году комитет по инвестициям и стратегическим проектам насчитал порядка 233 хостелов, в начале 2012 года их количество уменьшилось почти в 3 раза - сейчас их 70. При подсчете учитывались только те, которые юридически зарегистрированы, а не так называемые ночлежные дома с рекламой на столбах".
Становится более популярной тенденция открывать хостелы рядом с модными культурными местами в центре города, в шаговой доступности от достопримечательностей. В основном они располагаются в бывших коммунальных квартирах, промышленных зданиях или же в отдельно стоящих домах. Среди управляющих хостелами чаще встречаются молодые активные предприниматели, которые осваивают малый бизнес.
"Ремонт помещения площадью около 100 м2 обошелся нам в 400 тыс. рублей, и мы его делали на свои деньги, - говорит Алена Иванова, управляющая хостелом "Тайга". - У нас молодой хостел, открылся в ноябре 2011 года, и мы уверены, что за лето ремонт полностью окупится. Сейчас планируем расширяться и увеличить число комнат для проживания до шести". В хостеле Location на Адмиралтейском пр. также рассказали, что "удачно открылись в мае 2009 года и ремонт хостела, состоящего из шести комнат общей площадью около 180 м2, полностью окупился за первые 3 месяца".
Эксперты отмечают как минимум два положительных момента в увеличении числа новых хостелов для экономики Петербурга. Во-первых, молодые вовлекаются в бизнес, у них появляется возможность начать свое дело с небольшим капиталовложением и быстрой окупаемостью. Во-вторых, импульс к развитию получает недвижимость, которая была мало востребована под другую коммерческую функцию (офисы или торговлю).
Правда, специалисты рынка недвижимости утверждают, что расселение одной коммунальной квартиры - занятие недешевое. "Например, чтобы расселить четырехкомнатную квартиру в центре города общей площадью 100 м2, потребуется порядка 12 млн рублей, то есть 120 тыс. рублей за 1 м2, - говорит Александр Романенко, президент корпорации "Адвекс". - Это было вполне реально до кризиса, но сейчас за те же деньги можно купить готовую квартиру с паркингом". Но для хостела вид из окна не столь важен, поэтому они появляются во вторых и третьих дворах, где недвижимость не столь дорога и расходы на расселение и ремонт такой квартиры будут меньше. Многие хостелы специально ориентированы на свою целевую аудиторию, их открывают вблизи интересующих молодежь культурно-развлекательных мест. Типичный пример - хостел Location в лофте "Этажи", в котором постоянно происходят выставки и культурные эвенты.
Проблема в том, что в законодательстве РФ практически нет упоминаний о хостеле или даже мини-отеле. В принципе, для открытия хостела необходимо пройти те же инстанции, что и для обычной гостиницы. Однако эксперты гостиничного рынка говорят, что на деле все обстоит иначе. "Большинство хостелов располагается в жилых помещениях, - рассказывает Николай Щербаков, президент Национальной ассоциации гостеприимства. - А к ним возникает меньше требований, чем к нежилым, и, соответственно, проверять их сложнее, так как в законе не прописано, какие ограничения и нормы на них накладываются".
Каждый турист тратит за неделю в среднем около 300 евро на проживание, питание, культурную и развлекательную программу - и в сумме это приносит хоть и не большой, но все же вклад в ВВП города.
Опрошенные "ДП" бизнесмены видят у хостелов большой потенциал. Например, Владимир Свиньин, председатель правления компании "Охта групп", которой принадлежит хостел Graffiti, находящийся рядом с Новой Голландией, говорит, что это прибыльный бизнес и он хочет расширяться, создавая хостельную сеть.
Привлечение молодого туриста (пока селящегося в хостелах) важно еще и потому, что, привыкнув приезжать в Петербург, через несколько лет он приедет уже более состоятельным туристом и, селясь в более дорогих отелях, потратит больше и во время своего пребывания.