Работы на Песочной набережной затянулись на несколько месяцев из-за льда на Неве

Автор фото: Иванов Евгений

Проезд автомобилей по Песочной набережной и в ее окрестностях был ограничен прошлой осенью всего на пару недель, но, как выясняется, откроется теперь только весной. Сейчас там никаких работ не ведется. Заказчик ограничения, ОАО "Ленэнерго" называет совершенно неожиданную причину задержки - лед на Неве.

В северной части Петроградской стороны в конце 2011 г. одновременно на нескольких участках были начаты работы по прокладке кабеля 110 кВ ОАО "Ленэнерго". На двух отрезках Песочной наб., включая перекресток с Каменноостровским пр., на ул. Проф. Попова, и на Аптекарской наб. движение было ограничено, а в некоторых местах и вовсе стало односторонним. А на другой стороне Невы, на наб. Черной речки движение было полностью закрыто.
Проект прокладки кабеля 110 кВ ведется в рамках общей программы ОАО "Ленэнерго" повышения надежности энергоснабжения города, пояснили в компании. Подрядчик строительства - ООО "УК "Энергосервис" получил все разрешения и начал работу.
Однако, как выяснил dp.ru, сроки проведения работ по прокладке электрокабеля давно истекли. Так, разрешения Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) на ограничения движения на Песочной набережной были выданы с 26 декабря 2011 года по 17 января 2012 года на одном участке и с 18 января по 1 февраля – на другом. Кроме того, с 26 декабря по 17 января было разрешено ограничить движение по улице Профессора Попова от Вяземского переулка к Песочной набережной. А закрытие наб. Черной речки и вовсе было разрешено лишь с 14 по 30 ноября 2011 года.
Первоначально dp.ru обратил внимание на чрезмерно долгое закрытие именно наб. Черной речки. В ГАТИ задержку объяснили "патовой ситуацией": ГУП "Водоканал Спб" и "Энергосервис" не могли решить, кто должен ликвидировать последствия повреждения трубы и разлива воды на стройплощадке. Технический директор "Энергосервиса" Алексей Кондратьев в разговоре с корреспондентом dp.ru заверил, что как только "Водоканал" устранит последствия аварии, его компания закончит работы за 20 дней.
Однако позже выяснилось, что после того, как дороги была раскопаны, все стройплощадки "Энергосервиса" опустели. Никаких объяснений строители и энергетики публично по этому поводу не давали. На информационных стендах информация о сроках не указана. Сложилось ощущение, что эти объекты были просто брошены.
Dp.ru обратился за комментариями к заказчику строительства - "Ленэнерго". И неожиданно выяснил, что пустующие стройплощадки - это так и задумано. Все идет по плану. Пока дорога постоит раскопанная, а когда лед на Неве растает, работы снова возобновятся.
У корреспондентов dp.ru - и водителей, и пешеходов, - к этому плану сразу возникло много вопросов. Например, как связаны земляные работы на суше со льдом на Неве? И, если связаны, то почему эти работы так недальновидно были начаты в ноябре, когда заведомо было известно, что до ледостава завершить все не удастся? Почему нельзя восстановить движение на дорогах до весны, а потом начать снова? Ну и главный вопрос - кто виноват в этом безобразии, и какое он понесет наказание?
Однако беспокойство корреспондентов dp.ru в "Ленэнерго" не разделяют и искренне не понимают, что плохого в сложившейся ситуации.
"Прокладка кабеля включает в себя устройство кабельного канала под Невой методом горизонтального бурения. Технология требует сопровождения бура по дну Невы, что невозможно сделать при ледяном покрове. Работы будут проведены после освобождения Невы ото льда, - сообщили dp.ru в "Ленэнерго". - В процессе отработки технологии потребовались работы под водой, осуществить которые при ледяном покрове нельзя. Когда начинали проект, вопрос сопровождения бура по дну не стоял".
Можно было бы завершить укладку кабелей сейчас только на наземных участках, а подводную часть закончить весной. Это позволило бы восстановить уличное движение. Но это решение неудобно для "Ленэнерго".
"Допустим, мы сейчас закопаем Песочную (а сразу, как закопаем, мы обязаны благоустроить территорию), потом доделаем под Невой, проведем испытание, и на участке Песочной будет, например, пробой изоляции. И что тогда? Снова получать разрешение в ГАТИ, снова раскапывать, потом закапывать и по второму разу благоустраивать территорию", - объясняют свою позицию энергетики.
При этом, тем, кто не доволен этой ситуацией, в "Ленэнерго" напоминают, что прокладка кабеля - проект нужный для всего города, а не для компании. К тому же, по мнению энергетиков, никаких претензий к ним уже быть не может, так как ГАТИ уже успела продлить разрешения на ограничение движения, и ответственности за это решение теперь лежит на ней.
Как выяснилось, чиновники и правда согласились с мнением о нормальности ситуации, когда сразу три набережных города оказались закрыты, сужены или превратились в односторонние при том, что никаких работ там сейчас не ведется.
"В настоящее время у компании "Ленэнерго", в соответствии с установленными законодательством нормами, продлены ордера на проведение работ на участках по Песочной и Аптекарской набережным до 12 мая 2012 года", - подтвердил вице-губернатор Сергей Козырев.
Правда, чиновники нашли необходимым слегка пожурить энергетиков. Сергей Козырев отметил, что за срыв первично установленных сроков и нарушение  ведения работ компании были выписаны штрафы на общую сумму 380 тыс. рублей. Разумеется, в масштабах общего проекта это ничтожная сумма. И выполнить свою функцию - предотвратить подобные нарушения в будущем - она не сможет.
Вместе с тем, вопросы к проекту, по которому ведут работы подрядчики "Ленэнерго", есть не только у горожан и чиновников, но и у специалистов в инженерных вопросах. Так, "Водоканал" оказался не готов соглашаться с упреками "Энергопроекта" по поводу затягивания работ на наб. Черной речки, где с прошлого года котлован для прокладки кабеля стоит заполненный замершей водой с торчащими кабелями.
"Прокладку кабеля представители УК "Энергосервис" вели методом горизонтально-направленного бурения. В ходе работ они трижды повреждали трубопроводы Водоканала (просто прокалывали их). Проектом обычно предусматриваются меры обеспечения безопасного проведения работ в зоне расположения коммуникаций. К сожалению, специалистами компании этого сделано не было", - сообщили в департаменте информации и общественных связей "Водоканала".
Несмотря на смену власти и ответственных за строительные вопросы чиновников, в городе продолжает складываться странная ситуация, когда удобства и интересы строителей и инженеров ставятся выше интересов горожан. Многочисленные суженные и закрытые дороги и тротуары, отгороженные стройплощадки и раскопанные ямы бережно сохраняются даже тогда, когда на завершение проектов у владельцев заканчиваются деньги или появляются другие важные причины заморозить стройку.
Копеечные штрафы за неисполнение обязательств перед горожанами за ограничение прохода или проезда все еще позволяют инвесторам годами держать закрытыми целые улицы и огораживать десятки гектаров земли заборами, за которыми ничего не происходит.
Городским чиновникам в разговорах с инвесторами не хватает принципиальности. Эта их уступчивость экономит компаниям огромные деньги, а в накладе остаются лишь горожане.
Если бы сейчас чиновники настояли на том, чтобы "Ленэнерго" открыл проезд, как и обещал, в ноябре, восстановив асфальтовое покрытие, а с наступлением весны вновь прошел бы процедуру получения разрешения на строительные работы, это стоило бы компании куда больших денег, чем выписанный штраф в 380 тыс рублей. На это ушло бы несколько миллионов рублей или даже пара десятков.  Но это не разорило бы компанию, ведь только за третий квартал 2011 года ее чистая прибыль превысила 1,1 млрд рублей. Зато такое решение избавило бы Петроградский район от части пробок этой зимой.
Похоже, пока чиновникам важнее сохранить высокий уровень доходов у некоторых компаний, чем добиваться улучшения условий жизни в городе. Но рано или поздно эта ситуация изменится.