При банкротстве "Севкабеля" пострадало несколько известных петербургских бизнесменов. Купив облигации этого предприятия, они неожиданно для себя оказались последними в очереди кредиторов.
Шансов получить назад вложенные деньги у них немного, поскольку владельцы облигаций находятся в третьей очереди кредиторов после сотрудников предприятия–банкрота и банков. Среди крупных индивидуальных инвесторов "Севкабеля" оказались вице–президент холдинга "Адамант" Михаил Баженов, генеральный директор Петербургского нефтяного терминала Игорь Телешев, директор по финансам ТГК–1 Кирилл Лыков, Анатолий Поташев, генеральный директор ЗАО "Интерпласт", а также профессор Владимир Семиглазов и Юрий Резепов, генеральный директор ЗАО "Луч".
ОАО "Севкабель
–
Холдинг"
и ряд его дочерних компаний находятся в процедуре банкротства, после того как ООО "Севкабель–Финанс" допустило дефолт по облигациям в 2009 г. В состав холдинга входит ряд крупных заводов в России и за рубежом, основными его кредиторами являлись Сбербанк и банк "Санкт–Петербург". Облигации большинство держателей приобретало через биржевые торги. Но есть значительная группа физлиц, которые приобрели облигации через Сбербанк по рекомендации его сотрудников.
Суммарный долг холдинга, по разным оценкам, — 16–19 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей — задолженность по облигациям. Общее число держателей бумаг — около 1 тыс., большая часть инвесторов — физлица. На данный момент холдинг, владельцами которого до банкротства являлись Геннадий Макаров и его семья, подконтролен одному из основных кредиторов, банку "Санкт–Петербург". Также в управлении предприятием принимает участие Сбербанк. Банк "Санкт–Петербург" поддерживает деятельность "Севкабель–Холдинга" для сохранения потенциала производственных мощностей, обеспечения их загрузки и рабочих мест, при этом банк не является акционером группы компаний, говорит вице–президент банка Владимир Бобин (одновременно он является председателем совета директоров ГК "Севкабель", в его функции в том числе входит контроль за использованием кредитных средств, выделяемых банком).
Анатолий Поташев, генеральный директор ЗАО "Интерпласт" (изготавливает продукцию для энергетического и промышленного оборудования, его учредителем является ОАО "Силовые машины ЛМЗ"), владеющий облигациями на сумму около 2,2 млн рублей, приобрел первые бумаги 3,5 года назад через Северо–Западный банк Сбербанка РФ (СЗ Сбербанк).
Анатолий Поташев обратился в суд, как только произошла первая невыплата по облигациям. "Я выиграл уже три дела в суде, но результатов так и нет", — говорит он.
Совладелец холдинга "Адамант" Михаил Баженов является частным владельцем облигаций "Севкабеля" на 5,4 млн рублей. "Я считаю, что с таким отношением "Севкабель" просто обманул частных инвесторов, — говорит он. — Холдинг сначала "надул" свои активы, всем рассказывал, какой он успешный и как растет доходность, а в конце концов в мгновение схлопнулся и оказалось, что ему нечем платить". В бизнесе такие ситуации бывают, и компании стараются их решить, но в данном случае "Севкабель" поступил неприлично, добавляет Михаил Баженов.
Другой крупный частный владелец бумаг "Севкабеля", пожелавший остаться неназванным, считает, что действия как предыдущего руководства "Севкабеля", так и нынешнего представляли собой целенаправленный вывод денежных средств и активов. По его мнению, активы, которыми располагает холдинг, позволяют расплатиться с держателями облигаций. "Но, поскольку управление и вывод денежных средств осуществляются исключительно в пользу банка "Санкт–Петербург", держатели облигаций могут остаться без ничего, — добавляет он. — Все частные инвесторы будут отстаивать свои права и требования возвратить вложенные средства полностью".
По мнению Михаила Баженова, Сбербанк и банк "Санкт–Петербург", как банки с высокой репутацией, должны найти алгоритм, для того чтобы вернуть деньги облигационерам. "Одна из основных базовых вещей в бизнесе — это доверие, если оно подрывается, то инвестиционная привлекательность всего рынка долговых инструментов начинает вызывать сомнения у людей", — заключает Михаил Баженов.
У "Севкабеля" есть и корпоративные инвесторы. В одной из управляющих компаний, купившей бумаги "Севкабеля" в интересах клиента в 2008 г., говорят, что в 2009 г., когда финансовое состояние эмитента облигаций в связи с кризисом серьезно ухудшилось, надеялись, что облигации будет санировать Сбербанк.
"Шли переговоры о реструктуризации, и все ждали, но, к сожалению, все окончилось ничем", — вспоминают в компании. В декабре 2011 г. обратились в арбитраж с жалобой на бездействие внешнего управляющего ОАО "Севкабель–Холдинг".
Впрочем, владельцев облигаций оставил без выплат не только "Севкабель". Ряд других петербургских компаний также не моГУт вернуть долги. Например, инвесторы компании "Глобус лизинг", владельцами которой считают бывших топ–менеджеров СЗ Сбербанка, до сих пор ходят по судам. Владельцы облигаций "М–Индустрии" и "Пеноплэкса" ожидают выплат бумаг по графику реструктуризации.
По словам Дмитрия Кумановского, начальника аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой", такие ситуации на рынке типичны: банки–кредиторы получают в свое распоряжение залоги, а должник ликвидируется вместе с долгами.
ГК "Севкабель" — недавно созданная компания, которую кредитует банк "Санкт–Петербург". Она, в свою очередь, используя давальческую схему, обеспечивает загрузку производственных мощностей заводов и выполнение ими контрактов. За 2011 г. выручка предприятий холдинга составила 10 млрд рублей. Банк сохраняет работоспособность предприятий и рабочие места, что в итоге может быть интересно потенциальным покупателям, подчеркивает Владимир Бобин.
"Интерес к заводам существует, мы рассчитываем на то, что появится профильный российский либо иностранный инвестор, который приобретет предприятия при их реализации в рамках конкурсной процедуры, и за счет вырученных средств будут возвращены деньги всем или максимальному числу кредиторов", — рассчитывает он.