Франция, наверное, единственная страна, где шампанское изучают в бизнес-школах и научно-исследовательских центрах, менеджеры получают степень МВА, специализируясь на шампанском, и где этот напиток пытаются защитить от вин-самозванцев последние 170 лет.
Стив Чартерс - в прошлом винодел, а ныне профессор французской бизнес-школы Reims Management
School, объясняет такое трепетное отношение и пристальное внимание к шампанскому просто: "Это
продукт, который приносит многомиллионный доход Франции".
- Исторически бизнес-школы во Франции были созданы для развития регионов. Наша школа находится в самом сердце мира шампанских вин (к слову, в Реймсе даже в дизайне городских трамваев отражена тематика шампанского: кабина водителя, если смотреть на нее анфас, напоминает бокал. - Ред.). Здесь эта отрасль дает работу более чем 30 тыс. человек. Мы просто не можем быть бизнес-школой, не имеющей признания региональной промышленности.
Сегодня самые известные бренды шампанского - это "Дом Периньон", "Вдова Клико", Crystal. Как сложно
выйти на рынок шампанских вин новым игрокам? Что вообще сегодня происходит на этом рынке?
- Я бы сделал небольшое уточнение: названные вами бренды самые известные в России. И это нормально: очень часто известность бренда зависит от страны. Например, бренд Perrier&Jouet хорошо известен в США и почти не знаком россиянам, англичанам и австралийцам, хотя владельцы этого бренда работают на рынке Штатов уже несколько десятилетий. Кроме того, на рынке шампанского существует множество мелких брендов, ведь в регионе Шампань работает около 5 тыс. производителей. Новые игроки и бренды появляются и сегодня. Но их сложно назвать значимыми. И им довольно трудно выйти на мировой рынок. Как я уже говорил, в регионе Шампань несколько тысяч мелких производителей шампанского, каждый из которых выпускает в среднем 16 тыс. бутылок в год. Это слишком мало по сравнению, к примеру, с Moet & Chandon, который производит более 30 млн бутылок. Конкуренция внутри Франции и на мировом рынке отличается. Почти 40% французского рынка - вино мелких производителей. Многие из них продают прямо здесь, в Шампани, куда приезжают покупатели из других регионов Франции, из Бельгии и других стран, чтобы купить шампанское на месте. За пределами региона работают, как правило, крупные бренды. Вообще 80% всего экспорта - шампанское крупных брендов. Для таких стран, как Россия, эта цифра равна 95%.
Довольно зрелый рынок шампанского в Великобритании. Вероятно, поэтому там потребители хотят открыть для себя новые, неизвестные торговые марки. Англичане покупают шампанское не только для празднования важного события и не только для того, чтобы подчеркнуть свой статус, как это принято, например, в Китае, но и по другим причинам.
Россия для французского шампанского, конечно, не новый рынок, но, я бы сказал, обновленный.
И можно предположить, что через 50 лет здесь будет продаваться множество разных брендов шампанского и что, например, "Дом Периньон" будет лишь одним из сотни других брендов.
Насколько можно улучшать вкус шампанского?
- В шампанском трудно что-то радикально изменить с точки зрения вкуса или аромата. Но в отрасли шампанского наблюдаются тенденции другого плана. К примеру, в последние 12-15 лет увеличилось производство розового шампанского, поскольку на него растет спрос в мире. Другая важная тенденция - "зеленая", связанная с экологией. Некоторые бренды используют органические методы производства.
Меняется также упаковка. В последнее время можно увидеть бутылки в позолоченной или посеребренной упаковке. Это делается для того, чтобы было легко заметить бутылки на полках в винных магазинах или в супермаркетах.
Также в последнее время особое внимание уделяется очень маленькому, но значимому сегменту (с точки зрения имиджа и рентабельности производства) очень богатых покупателей. Речь идет о прямых продажах таким потребителям. Этим занимаются несколько люксовых брендов. Одна бутылка такого шампанского может стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. Такие элитные напитки не продаются ни в обычных магазинах, ни в супермаркетах, ни в винных погребках.
Ощущение, что сегодня продается не напиток, а упаковка, особенно если ее украсить бриллиантами...
- Цена шампанского ни в коем случае не определяется вкусом или упаковкой, она зависит от спроса. Если у нас какое-то торжество, если дело увенчалось успехом и необходимо показать, что мы достигли чего-то важного, мы пьем шампанское. Колебания потребления шампанского сильно отличаются от других алкогольных напитков.
Спрос на шампанское высок даже в кризис. Даже в кризис потребитель готов платить высокую цену за этот напиток. Это очень важно. Использование новых видов упаковки или роскошный дизайн усиливают восприятие шампанского потребителем как предмета роскоши. Но упаковка не является двигателем в определении цены.
Как часто вина под названием "шампанское" на самом деле таковыми не являются?
- Во Франции шампанским считается лишь то вино, что производится в регионе Шампань. Все, что производится за его пределами, соответственно таковым не является. Остальные сорта относятся просто к игристым винам.
Французская организация "Межпрофессиональный комитет вин Шампани" очень активно работает, чтобы защитить наименование "Шампанское" и ограничить его использование производителями других регионов. На это комитет тратит ежегодно около 2 млн евро. Причем первое решение суда, указывающее, что шампанским можно называть только вино из винограда, выращенного в провинции Шампань и полностью разработанного в регионе, было вынесено в городе Тур еще в 1844 году. В последние годы комитету удалось добиться отказа от использования наименования "Шампанское" производителями игристых вин в Китае, Индии, Австралии, Южной Африке, Индонезии, Таиланде и многих других странах. В данный момент проводятся переговоры с Канадой и Чили. Сегодня Россия и Соединенные Штаты являются крупнейшими странами, продолжающими использовать название "Шампанское" для своих игристых вин. Для России ситуация скоро изменится, так как недавно была достигнута договоренность между комитетом производителей шампанских вин и Ассоциацией производителей игристых вин в России. Согласно ей российские производители откажутся от использования названия "Шампанское" для своих игристых вин с 1 января 2023 года.
В кризис потребление шампанского в мире упало, по разным оценкам, на 10-40%. Какова ситуация
сегодня, учитывая проблемы в Европе, и какой путь у производителей, чтобы вернуть шампанскому
спрос?
- Я точно не скажу, как нынешний кризис в Европе отразится на продажах шампанского. Боюсь, что он не обойдет шампанское стороной. Прошлый год можно считать достаточно успешным для производителей шампанского, хотя при этом были некоторые проблемы с продажами на таких важных рынках, как Великобритания и США. Но снижение стоимости евро выгодно отразится на продажах шампанского за пределами еврозоны. Шампанское станет более привлекательным по цене для потребителей.