Геннадий Тимченко и Николай Шамалов оказались владельцами Пулково-2

Автор фото: Асмолов Евгений
Россия. Санкт-Петербург. Аэропорт ПУЛКОВО-2.

Здание Пулково-2 втайне от широкой общественности сменило владельцев. Ими стали владелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко и соучредитель кооператива "Озеро" Николай Шамалов, считающиеся друзьями Путина. Они создадут терминал для бизнес-авиации, хотя ранее рассматривался вариант центра бюджетных авиаперевозок.

Компания "Авиа групп Норд" сообщила о том, что она приобрела здание терминала Пулково-2 площадью 3,3 тыс. м2. Договор купли-продажи был заключен в прошлом году, пояснили в пресс-службе комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), курирующего развитие петербургского аэропорта.
Центральное здание аэровокзала в Пулково-2 построено в 1951 году по проекту архитектора Гегелло и является объектом культурного наследия. Его прежним собственником было ОАО "Аэропорт Пулково", которое на 100% принадлежит городу.
"Данному зданию, не используемому под нужды аэропорта, давно искали целевое применение (в том числе рассматривалась возможность создания там музея),  рассказали в пресс-службе КИСП.  В 2011 году в ОАО "Аэропорт "Пулково" поступило предложение компании "Авиа групп Норд" о покупке объекта и его приспособлении под центр деловой авиации".  
В "Авиа групп Норд" говорят, что центр деловой авиации появится уже в ноябре этого года. Сейчас компания проводит комплекс ремонтно-реставрационных работ здания. Сообщается, что в нем появятся роскошные апартаменты, конференц-залы и т.д.
Аэропорт Пулково в 2009 году по итогам конкурса был передан консорциуму "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), созданному банком "ВТБ" и германской Fraport Group. О сделке по продаже терминала Пулково-2 до последнего момента ничего не было известно, торги не проводились. В КИСП никаких подробностей не сообщают и переадресовывают в "Аэропорт Пулково". Там на запрос dp.ru не отреагировали.  
"Здание находилось в частной собственности ОАО "Аэропорт Пулково", поэтому процедура продажи не предусматривала проведение торгов или конкурса. - пояснили в пресс-службе КИСП. - Акции ОАО "Аэропорт "Пулково" принадлежат городу, а имущество  находится в частной собственности ОАО. Торги необходимо проводить, если  здание находится в государственной собственности".
"Данная сделка не нарушает условий соглашения о ГЧП по реализации стратегического инвестиционного проекта развития аэропорта Пулково",  уверяют в КИСП.
Реконструкцию аэропорта "Пулково" до недавнего времени курировал вице-губернатор Юрий Молчанов. В феврале этого года он покинул Смольный и вскоре стал старшим вице-президентом ВТБ, где курирует инфраструктурные проекты.
Сейчас "Авиа групп Норд" занимается обслуживанием нерегулярных рейсов в Пулково. На территории аэропорта у компании есть собственный ангар. Еще один в настоящее время строится. Компания на 70% принадлежит кипрскому офшору, говорится в базе данных СПАРК. Владелец офшора  Геннадий Тимченко, сообщил dp.ru его официальный представитель. Геннадию Тимченко принадлежит четвертый в мире по величине нефтетрейдер мира – компания Gunvor.
Есть у Геннадия Тимченко и авиационные активы. Так, он является собственником 74% терминала бизнес-авиации в Шереметьево, а также финской авиакомпании Airfix Aviation.
Оставшиеся 30% "Авиа групп Норд" принадлежат ООО "Ногата". Единственным учредителем этой компании в СПАРК значится Николай Шамалов, некогда один из соучредителей знаменитого кооператива "Озеро", а сейчас – совладелец банка "Россия". Недавно он оказался фигурантом скандальной истории о строительстве "дворца для Путина" около Геленджика.
У ВВСС между тем ранее были собственные планы по развитию Пулково-2. В июле прошлого года руководитель управления финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал" Олег Панкратов в интервью "Деловому Петербургу" говорил, что, возможно, терминал приспособят для низкобюджетных авиакомпаний.
"С лоукостерами ситуация в стране в последнее время не складывается,  говорит аналитик "Финама" Дмитрий Баранов. – Пройдет еще какое-то время, прежде чем они начнут развиваться". Он также напоминает, что бюджетные авиакомпании, как правило, базируются не в центральных аэропортах.
В пресс-службе КИСП говорят, что создание Ценра деловой авиации не помешает при необходимости создать и терминал для лоукостеров.