В апреле 2012 года впервые в истории Яндекс стал более популярным медиаресурсом, чем Первый канал. Ежедневно "Яндексом" пользуются около 19 млн человек, Первый смотрит на 1 млн человек меньше. Политологи говорят, что прямое сравнение некорректно, однако предстоящая победа влиятельности Интернета над ТВ вполне очевидна.
В апреле "Яндекс" посещало 19,1 млн человек в день, а Первый канал смотрело 18,2 млн человек в день. Об этом сообщают в пятницу российские СМИ со ссылкой на TNS, которое провело соответствующее исследование. Поисковая система впервые в истории стала самым популярным медиаресурсом страны.
По другим показателям Первый канал по-прежнему впереди и "Яндекса", и Mail.ru. Не менее одного раза в месяц канал смотрит 41,4 млн человек, в то время как месячная аудитория "Яндекса" – 32,7 млн человек.
Что касается сравнения Интернета в целом и телевидения в целом, то, по данным TNS, постоянных телезрителей в России около 31,5 млн человек, постоянных пользователей Интернета – около 30,5 млн человек. Кроме того, телевидение смотрят дольше, чем читают сайты, разница между Первым каналом и "Яндексом" по этому пункту – в 6 раз.
Наблюдатели напоминают, что прямое сравнение двух этих медиаресурсов не вполне корректно. Первый канал включают не только для того, чтобы посмотреть новости, как и "Яндексом" пользуются не только потому, чтобы узнать новости (хотя, в отличие от Первого канала, пользователь "Яндекса" видит ленту новостей, открывая сайт).
Это не говоря о том, что победа Интернета над телевидением уже состоялась в Москве и Петербурге, практически состоялась в городах-миллионнниках, однако в провинции ничего подобного нет.
На фото: Встреча Дмитрия Медведева с руководителями российских телеканалов
Тем не менее первая небольшая победа Интернета над телевидением внушает политической оппозиции серьезные надежды: известно, что действующие власти контролируют государственное телевидение и почти не имеют возможностей контролировать Интернет вообще и "Яндекс" в частности.
"Общественное телевидение - это Интернет", – пишет главный редактор журнала "Афиша" Юрий Сапрыкин. "Телевидение в России становится в ряд с семками, пивасиком и стрижкой под ноль. Поздравляю "Яндекс"!", – отмечает Рустем Адагамов. "Понятно, что в этой суточной аудитории есть люди, которые пользуются сервисами "Яндекса", но получают новости из "зомбоящика", но всё равно круто", – считает Алексей Навальный.
Но есть и другой аспект этой ситуации. На государственном телевидении есть редакционная политика, а у "Яндекса" ее нет. В этом смысле влиятельность ТВ более концентрирована, и эта влиятельность останется большей, чем влиятельность "Яндекса", даже когда число посетителей поисковой системы превысит число телезрителей.
Еще один аналогичный аргумент приводится в исследовании "Левада-центра". По данным за апрель 2012 года, 72% россиян узнают новости по государственному телевидению и только 14% - из Интернета. Таким образом, у Интернета уже есть возможность обогнать гостелевидение по влиятельности, однако пока что это только возможность.
Во всех развитых странах мира влиятельность Интернета растет, влиятельность телевидения снижается, констатирует политолог Владимир Гельман. Пока в России пропаганда на гостелевидении по-прежнему актуальна, считает эксперт. Со временем роль Интернета в информационно-политическом пространстве будет расти.
Но пока неясно, кто лучше сможет воспользоваться этим процессом – действующая власть или оппозиция, отмечает Гельман. В последнее время Рунет получил имидж рупора оппозиции, но вызвано это только тем, что у аудитории есть мощный запрос на альтернативу.
Сейчас Интернет в информационном пространстве играет именно роль альтернативы. Если этот спрос будет расти, то будет расти и роль Рунета.
Ситуация более выигрышна для оппозиции, поскольку поиски альтернативы предполагают большее внимание к позиции, отличной от позиции действующей власти. Протестному движению осталось только воспользоваться столь благоприятной ситуацией.