В Москве прошел второй "Марш миллионов", участие в акции приняли около 60 тыс. человек. Итог акции, по словам наблюдателей, в том, что все остались "при своих": оппозиция показала, что протест не становится меньше, а власть может считать и дальше, что он ни на что не влияет.
"Марш миллионов" 12 июня прошел в форме шествия по Бульварному кольцу Москвы и митинга на проспекте Сахарова. Данные о количестве участников акции очень разнятся. По–видимому, на марше было около 60 тыс. человек.
Накануне акции в квартирах нескольких лидеров оппозиции, в том числе Алексея Навального и Сергея Удальцова, прошли обыски, а сами они сегодня были вызваны на допрос в Следственный комитет, который расследует дело о "массовых беспорядках" на предыдущем марше 6 мая. Оппозиционеры проходят по делу как свидетели, пояснили во вторник днем в СКР.
Наблюдатели полагают, что обыски стали символом победы "ястребов" в Кремле и должны были послужить чем–то вроде акции устрашения. Тем не менее участников митинга было несколько больше, чем 6 мая, а Сергей Удальцов и вовсе проигнорировал вызов в СКР, объяснив следователям, что он, как организатор марша, по закону обязан принимать в нем участие.
Облаченная по случаю Дня России в белые рубашки полиция вела себя очень мирно, и акция прошла без происшествий. Главной проблемой оппозиции стали не правоохранительные органы, а ливень в Москве, который, по–видимому, снизил явку на акцию и вынудил завершить ее раньше времени.
Читайте также:
В Москве начался "Марш миллионов"
Полиции в центре столицы тем не менее было очень много. "Из полицейской рации доносится: "У меня на вокзале один человек остался — вы последнего сняли!" Вокзалы свободны, товарищи!" — рассказывал в "Твиттере" Олег Козловский. Бульвары были перекрыты, присоединиться к шествию по его ходу было невозможно, зайти можно было только с Пушкинской площади или уже на проспекте Сахарова.
Колонны "Марша миллионов" по традиции выглядели весьма эклектично: здесь соседствовали националисты, ЛГБТ, демократы и прочие.
Эта акция была первой со времени вступления в силу закона о митингах, существенно повысившего штрафы за нарушения при их организации и проведении. "С помощью огромных штрафов за митинги правительство планирует поправить бюджет и наконец–то "слезть с нефтяной иглы" — шутил автор блога Hobosti. Оппозиционеры и наблюдатели опасались, что акция не будет спокойной и дело закончится тем же, чем закончилось 6 мая, однако все обошлось.
Одним из главных поводов для споров сторонников действующей власти и их оппонентов по традиции стала численность марша. "Шествие настолько длинное, что люди с белыми лентами успевают зайти выпить кофе в заведениях на Рождественском и вернуться в колонну", — рассказывали оппозиционеры в "Твиттере". Оценка сторонников действующей власти — 20 ты. человек, оценка некоторых оппозиционеров — 200 тыс человек. В действительности участие в акции приняли, по–видимому, около 60 тыс. человек, хотя с учетом тех, кто приходил и уходил из–за дождя, их было больше.
Первым выступавшим на митинге был Сергей Удальцов. Он сказал, что следующая и самая массовая акция протеста должна состояться 7 октября, в день рождения Владимира Путина, который в этом году удачно выпал на воскресенье.
Именно к осени ожидается нарастание не только политического, но и социального протеста, когда произойдет повышение цен и коммунальных тарифов, напоминают наблюдатели. А акции оппозиции добавят в качестве только тогда, когда протест перестанет быть чисто политическим и станет социально–политическим, уверены политологи.
В то же время бездействовать до 7 октября Сергей Удальцов не призывал. Он считает нужным устраивать стихийные народные гулянья — в настоящее время, например, у здания Следственного комитета, чьи сотрудники обыскивают и допрашивают Навального, Яшина, Собчак и самого Удальцова.
После Удальцова выступал депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который сравнил домашние обыски и экспроприацию личных дневников накануне оппозиционной акции с 1937 годом. Следующему оратору, Борису Немцову, прямо на сцене вручили повестку в СКР.
Депутат Илья Пономарев призвал единомышленников по оппозиции переходить от лозунгов к делу. Геннадий Гудков, которого приветствовали особенно тепло (вероятно, в связи с итальянской забастовкой справедливороссов в Госдуме в день принятия закона о митингах), заявил, что если "незаконные посадки" [участников марша 6 мая] продолжатся, то оппозиция "объявит акции гражданского неповиновения по всей стране".
В конце митинга его участники приняли резолюцию: они потребовали отставки Путина, перевыборов Госдумы, принятия поправок в Конституцию о сокращении полномочий президента и сроков его работы, перевыборов президента и проведения полномасштабной правоохранительной, судебной и административной реформ.
Утвердив резолюцию, большинство участников акции быстро покинули проспект Сахарова в поисках укрытия от дождя.