Московский бизнесмен Василий Бойко–Великий приехал на ПМЭФ в красном кафтане и нарядных сапогах, чтобы пообщаться с коллегами в строгих костюмах. После выступления президента РФ глава холдинга "Вашъ Финансовый Попечитель" поделился с порталом Neva24 впечатлениями и рассказал о роли церкви в России.
Вы очень необычно одеты. Это древнерусский костюм? Дорого стоит его пошить?
— Это русский. Древнерусский другой. У меня есть и другие такие костюмы. В принципе, он стоит дешевле, чем многие костюмы присутствующих здесь (на ПМЭФ. — "ДП").
— Самые хорошие новости — это отсутствие плохих новостей. И народ, а бизнес вдвойне, ждет стабильности. Вот из выступления Владимира Владимировича Путина я увидел, что стабильность будет. Это лучшая новость — что нет каких–то революционных изменений.
И к тому же то, что назначили наконец омбудсмена по правам предпринимателей, — очень значительный шаг. И дело, может быть, не в конкретном механизме, а в том, что государство признало, что интересы предпринимателей надо защищать, и защищать по–особому, потому что на них оказывается разное давление. Вследствие 70 лет богоборческой власти у нас любого богатого считают вором. Неважно, как он свое богатство добыл, все равно в глазах народа он вор. И даже в глазах чиновников. Они в этом плане не отличаются от общей массы. И вот омбудсмен по правам предпринимателей должен их защищать.
А вы лично сталкивались со случаями административного давления, коррупции, вымогательства?
— Не то что сталкивался, а каждый день сталкиваюсь. По всем направлениям, что вы перечислили.
Режим Путина эффективно борется с этими явлениями?
— Не надо думать, что Путин — Господь Бог. Такое у нас наследство, потому что мы не раскаялись в грехах, и прежде всего в грехе цареотступничества, клятвопреступления и последующих затем грехах: зависти, кражи, грабежа. У нас общество на этом построено, увы. Самое главное, чего у нас нет, — это развенчания этой богоборческой идеологии. То есть оно есть, но оно идет очень слабо.
И в этом плане Владимир Владимирович (не все это заметили, но я считаю, что это важнейший шаг) заявил в своих предвыборных статьях, что во время революции был осуществлен геноцид русского народа. Он, правда, сказал о геноциде казаков, но казаки — это часть русского народа. Фактически он заявил о геноциде русского народа большевиками.
Возможно ли в России возрождение монархии?
— Вопрос только во времени. Монархия возродится, и Господь за покаяние народа дарует православного монарха. Но только после покаяния всего народа. Православная монархия — это не политический акт, не голосование в парламенте и даже не голосование на каком–то там народном собрании. Это прежде всего покаяние народа. И тогда Господь укажет на своего избранника.
Это будет кто–то из потомков Романовых?
— Необязательно. Ведь Рюриковичи до сих пор существуют. Царских кровей в русском народе с избытком. И порой, может быть, человек — Рюрикович, а он об этом не знает. Много было ответвлений. А нынешний род Романовых испытывал проблемы с престолонаследием еще в царские времена. Если руководствоваться законами Российской империи, ни один из потомков Романовых не может стать царем.
Как нам, православным, кажется, должно быть три составляющие. Человек должен быть воспитан в православной семье, должен быть крепкой веры в Бога. Это первое. Он должен любить Россию, должен любить Родину. И третье, конечно, он должен быть царских кровей, но не обязательно Романовых.
За последнее время было много скандалов, связанных с
Русской православной церковью
. Это заказная
кампания или церковь в России действительно слишком сильно срослась с государством?
— У нас крайне недостаточное сращивание власти с церковью, потому что православными себя считают 80% народа российского. И, естественно, это не может быть отдельно от государства. Мы должны на новом уровне вернуться к тому состоянию, когда церковь и государство идут рука об руку.
И здесь мы не будем каким–то исключением, потому что, как известно, в Норвегии король — глава церкви и христианство является фактически государственной религией в Дании. В большинстве европейских стран и Америке Священное Писание — обязательный элемент школьной программы. Не факультативный, а обязательный. То есть дети должны получать аттестат о среднем образовании, зная Священное Писание порой лучше, чем историю своей страны.
И это нормально. Так должно быть, потому что сегодняшняя цивилизация христианская (при всем уважении к китайцам, индийцам, арабам) создана Европой. Это продолжение Римской империи, православной империи. Поэтому отделить ее от государства значит уничтожить государство. Мы, к сожалению, за 70 лет богоборческой власти все это видели. И страна, отделенная от христианской цивилизации, потерпела крах. Потому что на ложной коммунистической идеологии она не могла основываться.
А что касается этой кампании против церкви, конечно, она целенаправленная. И одна из главных причин в том, что церковь поддерживает стабильность и порядок в стране. Церковь работает на процветание, на будущее, а определенным силам, которые хотели бы замутить ситуацию, вызвать нестабильность политическую и получить с этого свои выгоды, это невыгодно.
Они увидели, что фактически единственная твердая сила, которая поддержала Владимира Владимировича Путина и политику стабильности, — это Русская православная церковь. И не только патриарх, не только епископы, а вся церковь в едином порыве. Были, конечно, отщепенцы типа еретика Андрея Кураева, но это исключения.
А кто инициировал эту кампанию — лидеры оппозиции, мировая закулиса, государственный
департамент США?
— Все понемножку. Это не значит, что есть какой–то единый центр, в котором сидят и разрабатывают планы. Но Ксения Собчак, например, выступает на митингах оппозиции. Неважно, почему она решила ответить такой неблагодарностью другу семьи — Владимиру Владимировичу Путину. Это уже отдельная история. Но Ксения Собчак выступает в данном случае против существующего политического расклада, против изменения политической ситуации и, видя то, что церковь стоит у нее на пути, у ее личных интересов, выступает против церкви. Это я пример привел. И таких можно набрать массу.
Вот группа Pussy Riot — это не стихийное панк–движение. Это хорошо организованная, проплаченная и рассчитанная группа. Ранее была группа "Война". Кто конкретно там прописывал сценарий? Думаю, что были некие западные политтехнологи и наши круги, связанные с Маратом Гельманом. Он, может быть, не прямой руководитель Pussy Riot, но идейный вдохновитель и один из организаторов и помощников. Потому что известно, что Надежда Толоконникова (участница Pussy Riot. — "ДП"), которая сейчас обвиняется, давно знает Гельмана и участвовала во многих его акциях.
Но Алексей Навальный, один из лидеров оппозиции, называет себя православным.
— Мне на память приходят предатель Власов, который сдал фашистам штаб 2–й ударной армии, и предатель, клятвопреступник и просто гадкий человек — князь Андрей Курбский. Они тоже изображали из себя православных. Но Господь ведь говорит: "Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царствие Небесное, но творящий волю Отца Моего Небесного".
Pussy Riot — это лакмусовая бумажка. Ты по виду православный или по–настоящему православный? Ты чтишь Священное Писание, чтишь святых отцов?
К сожалению, в нашем информационном пространстве довлеет толстовство. Не христианство, а толстовское понимание христианства. Еретическое, анафемствованное понимание: непротивление злу силой. А Иоанн Златоуст говорит, что "подставь правую щеку, если тебя ударили по левой", речь идет о взаимоотношениях между людьми. Если твой брат в чем–то обиделся на тебя — справедливо, несправедливо, — чтобы он дальше не кипятился, а вылил свой гнев, ты не заграждай его руку. Пусть он выскажет все плохое, что о тебе думает. Он потом сам раскается, увидев твое смирение и непротивление.
Но это совсем не означает, что христиане должны всем врагам подставлять то левую, то правую щеку. Когда Константин Философ вел теологический спор с мусульманами, те сказали: "Что же вы не чтите Священное Писание? Мы воюем с вами, а вы, вместо того чтобы подставить другую щеку, стрелы в нас пускаете, копья мечете". Он сказал: "Нужно соблюдать одну или все заповеди? Надо все заповеди соблюдать. Есть заповедь: ты должен отдать жизнь за друзей своих. Если вы кого–то обижаете из нас, христиан, то мы все встаем на защиту". Вот православные встали на защиту своих святынь от Pussy Riot. А псевдоправославные — на защиту богохульниц, богомерзких этих девиц.
А Владимир Владимирович, на ваш взгляд, глубоко религиозный человек?
- А как, по–вашему, маршал Василевский или маршал Рокоссовский были глубоко религиозными людьми? Это маршалы, которые ковали победу нашей страны.
Я не исключаю, что они были вообще атеистами.
— Нет. Маршал Василевский окончил духовную семинарию, у него отец был священником. Да, когда наступило это богоборческое время, эта вера у него ушла куда–то вглубь, и он, может быть, даже как–то отрекался от нее. Не отрекался публично, а как–то ее не показывал. Но, видимо, вера была и дух в нем жил.
И все, кто ковал победу: маршалы Василевский, Рокоссовский, Жуков — были верующими людьми. Потому что Господь ценит не видимость. Он ненавидит лицемерие. А искренность, пусть даже на маленькую толику, пусть даже с горчичное зерно вера, но искренняя, спасает человека.
Я надеюсь, что это горчичное зерно у Владимира Путина есть.
Биография
Василий Бойко–Великий родился 31 августа 1959 г. в Москве (фамилию сменил в 2009 г. "из–за путаницы с бизнесменами–однофамильцами"). В 1983 г. окончил Московский инженерно–физический институт, далее работал в НПО "Астрофизика" и НИИ ядерной физики при МГУ. В 1992 г. стал одним из основателей компании "Вашъ Финансовый Попечитель". В 2002 г. стал заместителем исполнительного директора по инвестициям "Росэнергоатома". В 2006 г. участвовал в создании холдинга "Энергоатоминжиниринг".
О компании
ГК "Вашъ Финансовый Попечитель" основана в Москве в 1992 г. На сегодняшний день является многопрофильным инвестиционным холдингом, работающим в области девелопмента, промышленного и гражданского строительства, агробизнеса. Группа объединяет более 30 предприятий разных сфер бизнеса, на которых работает свыше 6 тыс. человек. В ГК входит агрохолдинг "Русское молоко", которому принадлежат восемь сельскохозяйственных предприятий, молокозавод и другие активы.