В начале июля ОСК приобрела 88,32% акций Балтийского завода. Теперь, чтобы стать полноправным хозяином верфи, госкорпорации предстоит отсудить у бывших ее собственников заводскую недвижимость.
Взяв в управление Балтийский завод осенью 2011 года, менеджеры государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) обнаружили, что часть имущества верфи ей не принадлежит, а находится в собственности структур Объединенной промышленной корпорации (ОПК) опального олигарха Сергея Пугачева.
В начале июля ОСК, а точнее ее территориальное подразделение - ОАО "Западный центр судостроения" (ЗЦС), выкупила 88,32% акций Балтзавода за 224 млн рублей.
Теперь новый собственник сосредоточится на возврате земельного участка площадью 58 тыс. м2 (10-15% территории завода) на Косой линии Васильевского острова, где расположен цех механизированной обработки гребных винтов, а также еще 12 объектов.
На фото: ОАО "Балтийский завод"
Недвижимость была выведена с баланса верфи, когда ее собственником была еще группа "ИСТ" Александра Несиса. Накануне продажи верфи структурам Сергея Пугачева, летом 2005 года, участок приобрело ООО "Бизнес-Инжиниринг" за 13,5 млн рублей. И затем ИСТ продала ОПК акции верфи, а в придачу - землю и производственные помещения, выделенные в отдельное юрлицо.
Получить комментарии о том, зачем потребовалось выводить с баланса имущество, не удалось ни в группе "ИСТ", ни в ОПК. Но отметим, что в те времена к подобной реструктуризации прибегали многие промышленники, чтобы сократить прямые производственные издержки и обособить центр прибыли.
Отчужденную недвижимость верфь арендует до сих пор. Правда, с осени 2011 года, когда предприятием начала управлять ОСК, за аренду не платит.
ОСК пришла на завод в октябре 2011 года. К этому моменту его совокупные обязательства перед кредиторами, по оценкам менеджеров госкорпорации, достигли 15 млрд рублей. Тогда и было решено начать процедуру банкротства крупнейшей российской верфи, это идею одобрил Владимир Путин, бывший тогда премьером. С его легкой руки завод получил ряд новых контрактов на 13 млрд рублей.
Чтобы эти средства не достались кредиторам, в ноябре ЗЦС создал специальную дочку - "Балтийский завод - судостроение" (БЗС). Это предприятие получает контракты, держит лицензии Балтзавода, а также на нем числятся 2600 из 3000 работников верфи. Для производственной деятельности БЗС арендует мощности у банкротящегося Балтийского завода.
"Ключевой цех для блока машиностроения Балтзавода остается у ОПК, - сетует Александр Вознесенский, гендиректор БСЗ. - Мы пытаемся остановить действия ОПК по дальнейшему отчуждению недвижимости".
Новое руководство завода обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к "Бизнес-Инжиниринг" и ОПК с просьбой признать недействительной сделку по отчуждению участка и зданий на Косой линии. Пока суд только наложил запрет на проведение любых сделок со спорным имуществом.
В свою очередь ОПК пытается войти в реестр кредиторов Балтийского завода, требуя с него 13,5 млн рублей задолженности за аренду имущества, которое юридически принадлежит ей. В начале июля рассмотрение этих требований также было отложено - до тех пор пока не будет вынесено решение по делу об отчуждению имущества верфи.