Количество дата-центров в России растет. Но наряду с профессионалами свои услуги предлагают трэш-центры, манящие низкими ценами.
Все больше российских компаний прибегают к услугам дата-центров, или центров обработки данных (ЦОД - помещение для размещения серверного оборудования для обработки, хранения информации и подключения к Интернету. - Ред.). Как правило, на собственном или арендуемом оборудовании в дата-центрах хранят базы данных, веб-серверы, файл серверы, удаленные рабочие столы.
Размещая серверы в ЦОДах, компании экономят на бесперебойном электропитании, услугах связи, кондиционировании и охлаждении, сотрудниках инженерной и технической поддержки, аренде площадей под размещение оборудования, услугах по безопасности. "Примерная экономия - десятки тысяч долларов. Такая цифра взята из расчета стоимости квадратного метра дата-центра высокой надежности, - подсчитал Василий Борисов, специалист ООО "Сеть дата-центров "Селектел" (имеет пять центров в Петербурге, Ленобласти и Москве). - Строить свой дата-центр всегда намного дороже, чем пользоваться услугами уже существующих, а создание дата-центра "в шкафу" или "под столом" может обойтись еще дороже из-за внезапной потери информации".
Объем рынка услуг дата-центров в России растет: примерно с 7,1 млрд в 2010 г. до 9,6 млрд рублей в 2011 г., и аналитики предрекают дальнейшее увеличение этих показателей.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Открытие дата-центра Селектел.
Сегодня в Петербурге работают около 30 ЦОДов, при этом оборот этого рынка игроки оценили в 600 млн рублей. Одним из крупнейших ЦОД в Петербурге считается Linxdatacenter, другие заметные операторы -"Селектел", ОАО "МегаФон" и компания ООО "Тието Рус". Операторы предлагают размещение оборудования (от 3 тыс. руб./мес.); выделенный сервер (от 1,5 тыс. руб./мес.); аренду серверного шкафа (стойки) (от 50 тыс. руб./мес.); аренду волоконно-оптических линий связи (от 10 тыс. руб./мес.) и прочее. При этом на рынке дата-центров заметно разделение игроков, отмечают аналитики. "На рынке Петербурга сложилась группа компаний, у которых очень маленькая заполняемость центров, и они никак не могут сломить эту ситуацию. Зато растут крупные игроки, застолбившие место на рынке, - поясняет генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. - Вместе с тем есть еще и третья группа игроков - так называемые трэш-центры, которые снижают цены на услуги".
Трэш-дата-центры стали появляться на фоне мирового финансового кризиса и заманивать потребителей низкими ценами, но далеко не лучшим качеством обслуживания. Обычно в них нет газового пожаротушения и полноценного бесперебойного питания с наличием дизель-генераторных установок. Наконец практически все дешевые дата-центры находятся на арендуемых площадях. "Трэш - пережитки прошлого, когда их строили абы как, из того, что было. Пока они живут за счет дешевизны", - пояснил Роман Руденко, специалист телекоммуникационной компании "Миран" (имеет свой ЦОД в Петербурге). По его словам, если клиенту критична бесперебойность работы оборудования, то он не обратится в подобный ненадежный дата-центр.