Прокурор попросил для каждой участницы группы Pussy Riot по 3 года исправительной колонии. Часть экспертов полагает, что срок и в самом деле будет реальным. И это усилит раскол в обществе, не говоря уже про отношение к Русской православной церкви.
Во вторник в Хамовническом суде проходят прения сторон по делу Pussy Riot. Прокурор Александр Никифоров попросил для каждой участницы группы по 3 года исправительной колонии.
В феврале 2012 года три девушки спели в храме Христа Спасителя песню "Богородица, Путина прогони". Акция вызвала огромный резонанс, спустя некоторое время участницы группы были арестованы.
К изумлению наблюдателей, им предъявили обвинение по уголовной статье о хулиганстве, по которому им грозит до 7 лет лишения свободы. Три женщины находятся в тюрьме уже около 5 месяцев, прокуратура дважды ходатайствовала о продлении срока предварительного заключения, и суд шел прокуратуре навстречу.
Участницы Pussy Riot признали, что исполнение песни в храме было "этической ошибкой", но намерения оскорбить кого бы то ни было у группы, по их словам, не было. Таким образом, Pussy Riot подписались под словами многих известных наблюдателей, что поступок группы был некрасивым, но реакция на него оказалась неадекватно жесткой.
У многих православных суд над Pussy Riot вызывает ничуть не меньшее изумление, чем у агностиков и атеистов. Мало кто поддерживает саму акцию группы. Но реакцию государства и определенной части курии РПЦ, в которой смешались политическое давление и ультраортодоксальность, не поддерживает почти никто.
Cо словами поддержки в адрес Pussy Riot выступили десятки общественных деятелей – от группы российских юристов до европейских и американских деятелей культуры, в числе которых Мадонна, Стивен Фрай и группа The Who.
Даже Владимир Путин сказал, что "так уж строго" судить участниц группы не стоит. Правда, сделал он это в Лондоне и для европейских журналистов.
Ни президент Путин, ни тем более патриарх Кирилл, вероятно, не были инициаторами столь жесткого судебного преследования. Скорее представители суда и курии решили сделать им приятное, что и привело сначала к национальному, а потом и к международному скандалу.
Потерпевшие и обвинение воспринимают акцию Pussy Riot как двойное оскорбление – во-первых, храма и прихожан, во-вторых, действующей власти. Взаимное непонимание сторон дополняется полным нежеланием этого понимания достичь.
Сторона обвинения считает Pussy Riot и их сторонников хулиганами и богохульниками, которых нужно наказать. Сторона защиты в свою очередь припоминает инквизицию и смеется над ошибками и оговорками обвинения. Сложно сказать, какая из двух позиций дальше от христианской картины мира.
Присутствующие на процессе журналисты и общественные деятели выслушали слова прокурора с некоторым изумлением. "Дадут два, будет гуманно. А могли бы и на костре сжечь", – печально иронизирует Андрей Козенко. "В прокурорском заключении содержатся такие слова, как "вакханалия", "бездуховность", "святость". Юриспруденция!" – изумляется автор блога "Дорогая редакция".
Приговор был вынесен задолго до начала суда, и вовсе не прокурорами и судьями, утверждают наблюдатели. "Еще в июне Толоконникова говорила: "Нам сказали, что дадут 3 года, если не признаем вину. Мы будем гнуть свою линию и не сдадимся", – рассказывает Роман Доброхотов.
Часть наблюдателей полагают, что с учетом серьезной негативной реакции на этот процесс Pussy Riot приговорят к условному сроку. В противном случае репутационные потери будут слишком уж серьезные, и зачем это действующей власти, неясно.
Есть и другая точка зрения. Судья даст Pussy Riot те же 3 года, о которых попросил прокурор, считает политолог Борис Вишневский. Слова Владимира Путина кажутся эксперту свидетельством того, что срок будет реальным: "А он потом разведет руками и скажет, что суд у нас независимый". Акция была направлена против Путина, и он лично заинтересован в обвинительном приговоре, полагает Вишневский.
Если Pussy Riot и в самом деле приговорят к реальному сроку, это расколет общество еще больше. Поддерживают сторону обвинения только ультраортодоксальные православные и ультрагосударственники. Все остальные, вне зависимости от вероисповедания, выступают против. И без того не слишком знакомые друг с другом две эти части российского общества станут еще дальше друг от друга.
Еще большие проблемы обвинительный приговор может принести православной церкви. Он станет аргументом в пользу того, что РПЦ – это авторитарная структура, использующая мощь государства для того, чтобы карать непокорных.
Видео: madonna.