Французская Total опровергла заявления об отказе от проекта освоения Штокмановского месторождения стоимостью $30 млрд. Французы лишь хотят поискать более дешевые решения по добыче газа. Но русские бизнесмены экономить не привыкли и считают попытки сократить расходы равносильными выходу из проекта.
Французская компания Total опровергает информацию, появившуюся в некоторых СМИ, о том, что Штокмановский проект будет остановлен. "Мы не принимали никаких решений отложить его реализацию", - комментируют в компании недавнее заявление топ-менеджеров "Газпрома".
Оно было сделано 29 августа, когда член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов заявил, что о разработке Штокмановского месторождения сам газовый монополист и его иностранные партнеры забудут на неопределенный срок. "Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе. У нас значительные запасы газа... Мы не должны принимать поспешные решения",— говорил на пресс-конференции Черепанов.
Однако Total, все еще владеющая 25% акций компании-оператора проекта Shtokman Development AG, заявила сегодня о том, что над проектом продолжается работа, а партнеры никаких решений о его остановке не принимали. При этом третий партнер, Statoil, уже отдал свою часть акций и вышел из проекта. А большая часть сотрудников Shtokman Development, по последним данным, уже распущена.
Разница между заявлениями "Газпрома" и Total может объясняться тем, что компании все еще не пришли к окончательным договоренностям. "Подобная ситуация вероятно означает, что партнеры имеют расхождения в оценке параметров и перспектив реализации проекта. В любом случае, компаниям потребуется дополнительное время для обсуждения, в частности, чтобы решить вопросы с возможным удешевлением реализации проекта или возможностью получения дополнительных налоговых льгот", - комментирует ситуацию источник, знакомый с обстоятельствами дела.
Задержку в реализации проекта стороны действительно объясняют слишком дорогой текущей стоимостью первого этапа. Если в 2005 году начальная фаза должна была обойтись компаниям в $15 млрд, то после новой оценки стоимость возросла до $30 млрд долларов.
"С тех пор вообще многие цены поменялись. Не стоит забывать и о том, что еще не было льгот, на которые рассчитывали участники проекта: снижение налоговой нагрузки со стороны государства, появление льготных условий для разработки Штокмановского шельфа", - считает Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела "Инвесткафе". Кроме того, по мнению эксперта, значительные изменения произошли и на рынках сбыта: компании больше не могут рассчитывать на экспорт в США.
Некоторое удешевление, по мнению аналитиков, может принести упрощение конфигурации проекта. Значительно снизить стоимость его реализации может и отказ от поставок газа в сжиженном варианте и использование трубопровода для транспортировки.
В любом случае, сейчас перспективы Штокмановского месторождения остаются туманными. Total заявили о том, что у проекта слишком большой потенциал, чтобы от него отказываться. Эксперты полагают, что Штокман не стоит списывать со счетов, но приступить к реальной добыче газа компании смогут не ранее чем через 7-10 лет, и только после решения вопросов добычи, транспортировки и сбыта.