Александр Вознесенский: "Находимся в подвешенном состоянии"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В этом году на ОАО "Балтийский завод" началась процедура банкротства. В июле 88% акции верфи купила Объединенная судостроительная корпорация. О достижениях антикризисного менеджмента рассказывает глава "Балтзавод-судостроения" Александр Вознесенский.

Что сегодня происходит на Балтийском заводе?
- Сегодня на площадке завода действуют два юрлица. Первое - это ОАО "Балтийский завод" (БЗ) - владелец земли, зданий, оборудования. Эта компания находится сейчас в процедуре банкротства, в первой ее стадии - стадии наблюдения. К ОАО предъявлены требования примерно на 20 млрд рублей, которые однозначно не могут быть удовлетворены полностью, даже в случае продажи имущественного комплекса завода. Второе лицо - ООО "Балтийский завод-судостроение" (БЗС), дочернее предприятие ОСК, арендовавшее все основые фонды у БЗ. Это юрлицо является владельцем полного пакета лицензий.
Все действующие контракты подписаны именно с БЗС. Трудовой коллектив пока разделен следующим образом: 2,5 тыс. человек, в числе которых весь производственный персонал, переведены на БЗС, а около 500 человек вспомогательных рабочих, обслуживающих основные фонды, работают на БЗ. Впрочем, я не разделяю эти два юрлица: и в ОАО, и в ООО мы все - менеджеры ОСК. Это всем ясно и понятно. Аффилированность наших компаний очевидна, поэтому я буду говорить сразу о двух компаниях, о единой производственной площадке.
Что именно привело к банкротству завода?
- Первое: не имея проекта, рабочей документации на уникальный объект - плавучий энергоблок (ПЭБ), БЗ заключил контракт с Росэнергоатомом на треть меньше начальной суммы - 9 млрд рублей вместо 13 млрд. Видимо, деньги срочно нужны были Межпромбанку. Второе: реально завод получил лишь 4,5 млрд рублей. Остальное прошло мимо. И за эту сумму построили объект большей стоимости. На одни материалы было потрачено 3 млрд рублей. На зарплату и все работы оставалось чуть больше 1 млрд за 3 года. Третье: имея жесткий контракт с Росэнергоатомом, не имея реальной выручки, завод активно кредитовался.
Что сделала ОСК для вывода завода из кризиса?
- Параллельно мы решали два больших блока вопросов. Во-первых, надо было остановить неконтролируемый процесс банкротства, запущенный до прихода ОСК. Все счета были арестованы, приставы фактически дежурили у ворот, в суде находились пять исков о банкротстве, и огромное число кредиторов готово было присоединиться к этим искам. Во-вторых, нужно было запустить заново все бизнес-процессы на заводе, который уже фактически остановился. Зарплата была самой низкой в отрасли и регулярно задерживалась. Предоплата от клиентов не доходила до производства, материалы не закупались, работа не делалась. Люди уходили с завода. Банки закрывали кредитные линии. Перспективного пакета заказов не было. Горизонт планирования не превышал месяца.
В течение всего 10 месяцев мы решили практически все эти проблемы. Аресты сняты, приставы нас больше не беспокоят. Теперь банки в очередь встают, чтобы получить нас как клиента. Все крупнейшие кредиторы работают с нами, и мы совместно ищем в спокойном режиме пути выхода из ситуации.  Все видят это и понимают источники погашения своих долгов. Зарплата увеличена до среднеотраслевой, к концу 2012 года выйдем на максимальную по отрасли. Люди возвращаются к нам. Для топ-менеджмента внедрена система KPI, позволяющая зарабатывать максимальные деньги по специальности. Некоторые службы, необходимые нам на первых этапах строительства судов, например проектирование и снабжение, были сформированы с нуля. Авторитетнейшее в области ледоколостроения КБ "Айсберг" в кратчайшие сроки было интегрировано в БЗС.
Какие доходы получит БЗС по итогам года?
- Выручка этого года составит около 12,7 млрд рублей. В прошлом году - 1 млрд рублей. Текущий портфель заказов БЗС составляет 55 млрд рублей - это без учета достройки ПАТЭС. В прошлом году - ноль. Выручка по блоку судостроения ожидается на уровне 11 млрд рублей. Сюда входят два корпуса "Мистралей", один ледокол 25 МВт и один - 60 МВт. По двум контрактам получены авансы. По третьему на днях мы признаны исполнителем. Еще 1,7 млрд рублей мы получим по блоку машиностроения - в основном военные заказы.
Мы активно готовимся сейчас к двум крупным заказам, которые нас сильно загрузят, - это достройка ПЭБ и ледокол на 60 МВт стоимостью 37 млрд рублей. Таких ледоколов по федеральной программе планируется построить три и еще два на 25 МВт по 8 млрд рублей. Это очень большая программа, с которой мы еще думаем, как будем справляться.
Насколько завод сегодня загружен работой?
- Судостроительный блок частично не загружен, но это закономерно. Цикл строительства судна растянут на несколько лет, загрузка идет последовательно. Сначала проектирование. Дальше - корпусо­обрабатывающее производство. Затем сборочное. Потом блоки собирают на стапелях и спускают на воду, где идет достройка.
Так вот, у нас сейчас простой в цехах достройки и атомной энергетики: по ПЭБу остановили контракт, а баржи сдали. В связи с этим на лето я отпустил 550 человек в оплачиваемый отпуск. Но с 1 сентября все вызваны обратно на работу.
Откуда взялись долги завода на 20 млрд рублей?
- Из этих 20 млрд лишь 7 млрд числятся на балансе БЗ. Здесь есть спорные долги: например, "Росморпорт" за срыв сроков по строительству ледокола "50 лет Победы" по решению суда требует с нас 411 млн рублей. Но мы выиграли иск к ним на 700 млн рублей за внедрение дополнительных опций на ледоколе, которые они не оплатили. В итоге "Росморпорт", точнее дирекция госзаказчика должна нам 300 млн рублей. Но дирекция пуста, и взыскать эти средства мы можем лишь с РФ. А это сложно. Я считаю несправедливым платить "Росморпорту" 400 млн рублей, когда судом подтверждено, что они 700 млн рублей должны нам. Есть долг 1,2 млрд рублей перед шведской компанией Stena RoRo - это неустойка за непостроенный корабль, который, мне кажется, никто и не думал строить. Есть долги перед бывшими собственниками БЗ - структурами Сергея Пугачева.
Долг Ханты-Мансийскому банку 2,6 млрд рублей тоже спорный?
- Банк находится в стадии переговоров с нами. Мы долг перед ним признаем, друг к другу относимся с максимальным уважением. Все, что им нужно, - это выйти в деньги.
Вы говорили: "Мы им эти деньги не вернем!"
- Это не так. Я им никогда таких слов не говорил. Говорилось, что до проведения анализа ситуации на заводе мы не были уверены, что сможем разобраться с Росэнергоатомом. Сейчас мы видим, что можем. И банк настроен позитивно.
Когда могут быть погашены долги перед Ханты-Мансийским банком?
- Это будет решаться в ближайшие недели. Когда будет ясна позиция Росэнергоатома. Сейчас и мы понимаем, и крупнейшие кредиторы, что от позиции концерна меняется вся картина. Поэтому мы находимся в подвешенном состоянии, у нас работают 25 юристов, которые обслуживают 53 иска.
Остальные 13 млрд рублей - долг перед Росэнергоатомом?
- Это стоимость строящегося на заводе плавучего энергоблока по заказу концерна "Росэнергоатом". По закону ПЭБ как объект незавершенного строительства принадлежит заводу до тех пор, пока не будет сдан заказчику. Но в силу другого закона, "Об атомной энергии", тот же ПЭБ как объект атомной энергетики может находиться в собственности только у Росэнергоатома. И концерн в суде оспорил наше право собственности. Суд принял соломоново решение: он признал отсутствующим право собственности БЗ на ПЭБ. Де-факто ПЭБ принадлежит заводу, де-юре - нет. Теперь при расторжении договора с БЗ концерн может принять ПЭБ на баланс и оформить его в собственность. Есть договоренность, что Росэнергоатом забирает ПЭБ у БЗ и передает его на достройку БЗС. Тогда возможно финансовое оздоровление БЗ: предприятие сможет продолжать работу, получать доходы и из них рассчитываться с кредиторами по графику выплаты долга. Но, если мы ПЭБ не выносим из конкурсной массы, оздоровления в принципе быть не может. Наш портфель заказов и маржинальная прибыль не позволят нам рассчитаться с кредиторами.
Так что, я думаю, мы повисим еще в процедуре наблюдения, пока не разберемся с ПЭБ. Уверен: они не войдут к нам в реестр кредиторов с 13 млрд рублей.
А если войдут?
- Точно не с 13 млрд. И всегда есть вариант уйти в конкурс. Тогда имущество завода будет выставлено на торги. Балтийский завод - предприятие стратегическое, преимущественное право выкупа будет у РФ, РФ оценит и выкупит завод. Затем имущественный комплекс передадут БЗС. Тогда, если ПЭБ в конкурсной массе не будет, все кредиторы получат, полагаю, около 50% своих денег. С ПЭБ - около 15%.
Какой вариант более вероятен?
- Все понимают: это зависит от Росэнергоатома. У концерна позиция сейчас конструктивная. Но они пока не знают, где взять деньги на достройку. Им нужно это обосновать и в какой-то бюджет включить. А когда, условно, страна готовится к мировому кризису, добиться дополнительных денег тяжело. Этот вопрос будет решаться на уровне правительства России.
Сколько нужно на достройку?
- Прямые расходы - около 7 млрд рублей.
Откуда такая сумма? Андрей Фомичев говорил, что ПЭБ готов на 80%…
- Нет, готов на 60%, а готовность по документации - 65%.
Когда возобновится резка металла по ЛК-25?
- Полагаю, что в конце августа - сентябре, когда будет скорректирован проект.
Насколько серьезные ошибки допустил проектировщик "Петробалт"?
- Ошибок они допустили много. Главное - промахнулись с весом судна. Сильно ошиблись в оценке продольной и ледовой прочности, что привело к необходимости перенабора корпуса. Там будет серьезный перевес с учетом оборудования. Уже сейчас понятно, что придется усиливать жесткость корпуса. По сути, сейчас судно проектируется заново.
Насколько может увеличиться стоимость проекта?
- Может вообще не вырасти, потому что мы уже в процессе тендеров по оборудованию сэкономили около 500 млн рублей. Мы проводим жесточайший отбор поставщиков металла и оборудования.
Почему переделка проекта поручена "Айсбергу", а не разработчику - "Петробалту"?
- Потому что "Айсберг" существует 75 лет, а "Петробалт" - 17. "Айсберг" полностью спроектировал более 100 сложных кораблей и судов, а "Петробалт" - около пяти. "Айсберг" - бюро полного цикла, 300 человек. "Петробалт" - 50 человек, многие куски работы они бы отдавали в субподряд. Скорее всего, тому же "Айсбергу". Все ледоколы страны спроектировал "Айсберг". Мы заинтересованы в нем, у нас в перспективе большая ледокольная программа.
Когда я познакомился с главой КБ Анатолием Макеевым, бюро было в плохом состоянии: уже 2 месяца не платилась зарплата, с начала 2012 года уволилось 60 человек. Еще чуть-чуть, и уникальное КБ перестало бы существовать. Поэтому решили интегрировать "Айсберг" в БЗС.
Первым делом я взял 270 человек в штат БЗС и стал платить им зарплату. Параллельно с этим было организовано дочернее предприятие БЗС - ООО "ОСК-Айсберг". Оно сейчас находится в процессе лицензирования. В него перешла половина штата "Айсберга". И контракт по ледоколу я подписал с ним, не со старым "Айсбергом", где еще пытаются управлять люди из ОПК Сергея Пугачева.

Биография

Александр Вознесенский родился в Ленинграде в 1972 году. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности "финансы и кредит". В 2000-2001 годах руководил управлением тарифной политики и ценообразования в комитете экономики и промышленной политики администрации Петербурга. В 2004-2011 годах занимал высокие позиции в ОАО "Климов". С ноября 2011 года генеральный директор ООО "Балтийский завод-­судостроение".