В этом году на ОАО "Балтийский завод" началась процедура банкротства. В июле 88% акции верфи купила Объединенная судостроительная корпорация. О достижениях антикризисного менеджмента рассказывает глава "Балтзавод-судостроения" Александр Вознесенский.
Что сегодня происходит на Балтийском заводе?
- Сегодня на площадке завода действуют два юрлица. Первое - это ОАО "Балтийский завод" (БЗ) - владелец земли, зданий, оборудования. Эта компания находится сейчас в процедуре банкротства, в первой ее стадии - стадии наблюдения. К ОАО предъявлены требования примерно на 20 млрд рублей, которые однозначно не могут быть удовлетворены полностью, даже в случае продажи имущественного комплекса завода. Второе лицо - ООО "Балтийский завод-судостроение" (БЗС), дочернее предприятие ОСК, арендовавшее все основые фонды у БЗ. Это юрлицо является владельцем полного пакета лицензий.
Все действующие контракты подписаны именно с БЗС. Трудовой коллектив пока разделен следующим образом: 2,5 тыс. человек, в числе которых весь производственный персонал, переведены на БЗС, а около 500 человек вспомогательных рабочих, обслуживающих основные фонды, работают на БЗ. Впрочем, я не разделяю эти два юрлица: и в ОАО, и в ООО мы все - менеджеры ОСК. Это всем ясно и понятно. Аффилированность наших компаний очевидна, поэтому я буду говорить сразу о двух компаниях, о единой производственной площадке.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. На снимке: генеральный директор ООО "Балтийский завод - Судостроение" Александр Вознесенский.
Читайте также:
"Балтийскому заводу" продлили срок
Что именно привело к банкротству завода?
- Первое: не имея проекта, рабочей документации на уникальный объект - плавучий энергоблок (ПЭБ), БЗ заключил контракт с Росэнергоатомом на треть меньше начальной суммы - 9 млрд рублей вместо 13 млрд. Видимо, деньги срочно нужны были Межпромбанку. Второе: реально завод получил лишь 4,5 млрд рублей. Остальное прошло мимо. И за эту сумму построили объект большей стоимости. На одни материалы было потрачено 3 млрд рублей. На зарплату и все работы оставалось чуть больше 1 млрд за 3 года. Третье: имея жесткий контракт с Росэнергоатомом, не имея реальной выручки, завод активно кредитовался.
Что сделала ОСК для вывода завода из кризиса?
- Параллельно мы решали два больших блока вопросов. Во-первых, надо было остановить неконтролируемый процесс банкротства, запущенный до прихода ОСК. Все счета были арестованы, приставы фактически дежурили у ворот, в суде находились пять исков о банкротстве, и огромное число кредиторов готово было присоединиться к этим искам. Во-вторых, нужно было запустить заново все бизнес-процессы на заводе, который уже фактически остановился. Зарплата была самой низкой в отрасли и регулярно задерживалась. Предоплата от клиентов не доходила до производства, материалы не закупались, работа не делалась. Люди уходили с завода. Банки закрывали кредитные линии. Перспективного пакета заказов не было. Горизонт планирования не превышал месяца.
В течение всего 10 месяцев мы решили практически все эти проблемы. Аресты сняты, приставы нас больше не беспокоят. Теперь банки в очередь встают, чтобы получить нас как клиента. Все крупнейшие кредиторы работают с нами, и мы совместно ищем в спокойном режиме пути выхода из ситуации. Все видят это и понимают источники погашения своих долгов. Зарплата увеличена до среднеотраслевой, к концу 2012 года выйдем на максимальную по отрасли. Люди возвращаются к нам. Для топ-менеджмента внедрена система KPI, позволяющая зарабатывать максимальные деньги по специальности. Некоторые службы, необходимые нам на первых этапах строительства судов, например проектирование и снабжение, были сформированы с нуля. Авторитетнейшее в области ледоколостроения КБ "Айсберг" в кратчайшие сроки было интегрировано в БЗС.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. На "Балтийском заводе" спустили на воду третье судно серии из четырех несамоходных нефтеналивных танкеров проекта 2734, построенных по заказу ГК "Балтийская топливная компания" (БТК). Судно получило имя "Мира".
Какие доходы получит БЗС по итогам года?
- Выручка этого года составит около 12,7 млрд рублей. В прошлом году - 1 млрд рублей. Текущий портфель заказов БЗС составляет 55 млрд рублей - это без учета достройки ПАТЭС. В прошлом году - ноль. Выручка по блоку судостроения ожидается на уровне 11 млрд рублей. Сюда входят два корпуса "Мистралей", один ледокол 25 МВт и один - 60 МВт. По двум контрактам получены авансы. По третьему на днях мы признаны исполнителем. Еще 1,7 млрд рублей мы получим по блоку машиностроения - в основном военные заказы.
Мы активно готовимся сейчас к двум крупным заказам, которые нас сильно загрузят, - это достройка ПЭБ и ледокол на 60 МВт стоимостью 37 млрд рублей. Таких ледоколов по федеральной программе планируется построить три и еще два на 25 МВт по 8 млрд рублей. Это очень большая программа, с которой мы еще думаем, как будем справляться.
Насколько завод сегодня загружен работой?
- Судостроительный блок частично не загружен, но это закономерно. Цикл строительства судна растянут на несколько лет, загрузка идет последовательно. Сначала проектирование. Дальше - корпусообрабатывающее производство. Затем сборочное. Потом блоки собирают на стапелях и спускают на воду, где идет достройка.
Так вот, у нас сейчас простой в цехах достройки и атомной энергетики: по ПЭБу остановили контракт, а баржи сдали. В связи с этим на лето я отпустил 550 человек в оплачиваемый отпуск. Но с 1 сентября все вызваны обратно на работу.
Откуда взялись долги завода на 20 млрд рублей?
- Из этих 20 млрд лишь 7 млрд числятся на балансе БЗ. Здесь есть спорные долги: например, "Росморпорт" за срыв сроков по строительству ледокола "50 лет Победы" по решению суда требует с нас 411 млн рублей. Но мы выиграли иск к ним на 700 млн рублей за внедрение дополнительных опций на ледоколе, которые они не оплатили. В итоге "Росморпорт", точнее дирекция госзаказчика должна нам 300 млн рублей. Но дирекция пуста, и взыскать эти средства мы можем лишь с РФ. А это сложно. Я считаю несправедливым платить "Росморпорту" 400 млн рублей, когда судом подтверждено, что они 700 млн рублей должны нам. Есть долг 1,2 млрд рублей перед шведской компанией Stena RoRo - это неустойка за непостроенный корабль, который, мне кажется, никто и не думал строить. Есть долги перед бывшими собственниками БЗ - структурами Сергея Пугачева.
Долг Ханты-Мансийскому банку 2,6 млрд рублей тоже спорный?
- Банк находится в стадии переговоров с нами. Мы долг перед ним признаем, друг к другу относимся с максимальным уважением. Все, что им нужно, - это выйти в деньги.
Вы говорили: "Мы им эти деньги не вернем!"
- Это не так. Я им никогда таких слов не говорил. Говорилось, что до проведения анализа ситуации на заводе мы не были уверены, что сможем разобраться с Росэнергоатомом. Сейчас мы видим, что можем. И банк настроен позитивно.
Когда могут быть погашены долги перед Ханты-Мансийским банком?
- Это будет решаться в ближайшие недели. Когда будет ясна позиция Росэнергоатома. Сейчас и мы понимаем, и крупнейшие кредиторы, что от позиции концерна меняется вся картина. Поэтому мы находимся в подвешенном состоянии, у нас работают 25 юристов, которые обслуживают 53 иска.
Остальные 13 млрд рублей - долг перед Росэнергоатомом?
- Это стоимость строящегося на заводе плавучего энергоблока по заказу концерна "Росэнергоатом". По закону ПЭБ как объект незавершенного строительства принадлежит заводу до тех пор, пока не будет сдан заказчику. Но в силу другого закона, "Об атомной энергии", тот же ПЭБ как объект атомной энергетики может находиться в собственности только у Росэнергоатома. И концерн в суде оспорил наше право собственности. Суд принял соломоново решение: он признал отсутствующим право собственности БЗ на ПЭБ. Де-факто ПЭБ принадлежит заводу, де-юре - нет. Теперь при расторжении договора с БЗ концерн может принять ПЭБ на баланс и оформить его в собственность. Есть договоренность, что Росэнергоатом забирает ПЭБ у БЗ и передает его на достройку БЗС. Тогда возможно финансовое оздоровление БЗ: предприятие сможет продолжать работу, получать доходы и из них рассчитываться с кредиторами по графику выплаты долга. Но, если мы ПЭБ не выносим из конкурсной массы, оздоровления в принципе быть не может. Наш портфель заказов и маржинальная прибыль не позволят нам рассчитаться с кредиторами.
Так что, я думаю, мы повисим еще в процедуре наблюдения, пока не разберемся с ПЭБ. Уверен: они не войдут к нам в реестр кредиторов с 13 млрд рублей.
А если войдут?
- Точно не с 13 млрд. И всегда есть вариант уйти в конкурс. Тогда имущество завода будет выставлено на торги. Балтийский завод - предприятие стратегическое, преимущественное право выкупа будет у РФ, РФ оценит и выкупит завод. Затем имущественный комплекс передадут БЗС. Тогда, если ПЭБ в конкурсной массе не будет, все кредиторы получат, полагаю, около 50% своих денег. С ПЭБ - около 15%.
Какой вариант более вероятен?
- Все понимают: это зависит от Росэнергоатома. У концерна позиция сейчас конструктивная. Но они пока не знают, где взять деньги на достройку. Им нужно это обосновать и в какой-то бюджет включить. А когда, условно, страна готовится к мировому кризису, добиться дополнительных денег тяжело. Этот вопрос будет решаться на уровне правительства России.
Сколько нужно на достройку?
- Прямые расходы - около 7 млрд рублей.
- Нет, готов на 60%, а готовность по документации - 65%.
Когда возобновится резка металла по ЛК-25?
- Полагаю, что в конце августа - сентябре, когда будет скорректирован проект.
Насколько серьезные ошибки допустил проектировщик "Петробалт"?
- Ошибок они допустили много. Главное - промахнулись с весом судна. Сильно ошиблись в оценке продольной и ледовой прочности, что привело к необходимости перенабора корпуса. Там будет серьезный перевес с учетом оборудования. Уже сейчас понятно, что придется усиливать жесткость корпуса. По сути, сейчас судно проектируется заново.
Насколько может увеличиться стоимость проекта?
- Может вообще не вырасти, потому что мы уже в процессе тендеров по оборудованию сэкономили около 500 млн рублей. Мы проводим жесточайший отбор поставщиков металла и оборудования.
Почему переделка проекта поручена "Айсбергу", а не разработчику - "Петробалту"?
- Потому что "Айсберг" существует 75 лет, а "Петробалт" - 17. "Айсберг" полностью спроектировал более 100 сложных кораблей и судов, а "Петробалт" - около пяти. "Айсберг" - бюро полного цикла, 300 человек. "Петробалт" - 50 человек, многие куски работы они бы отдавали в субподряд. Скорее всего, тому же "Айсбергу". Все ледоколы страны спроектировал "Айсберг". Мы заинтересованы в нем, у нас в перспективе большая ледокольная программа.
Когда я познакомился с главой КБ Анатолием Макеевым, бюро было в плохом состоянии: уже 2 месяца не платилась зарплата, с начала 2012 года уволилось 60 человек. Еще чуть-чуть, и уникальное КБ перестало бы существовать. Поэтому решили интегрировать "Айсберг" в БЗС.
Первым делом я взял 270 человек в штат БЗС и стал платить им зарплату. Параллельно с этим было организовано дочернее предприятие БЗС - ООО "ОСК-Айсберг". Оно сейчас находится в процессе лицензирования. В него перешла половина штата "Айсберга". И контракт по ледоколу я подписал с ним, не со старым "Айсбергом", где еще пытаются управлять люди из ОПК Сергея Пугачева.
Биография
Александр Вознесенский родился в Ленинграде в 1972 году. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности "финансы и кредит". В 2000-2001 годах руководил управлением тарифной политики и ценообразования в комитете экономики и промышленной политики администрации Петербурга. В 2004-2011 годах занимал высокие позиции в ОАО "Климов". С ноября 2011 года генеральный директор ООО "Балтийский завод-судостроение".