Генпрокуратура о дорогах: Более половины не соответствуют нормам, деньги тратятся неэффективно

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Россия, Санкт-Петербург. Губернаторский объезд. Южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). На снимке: строительство одного из участков ЗСД.

Более половины дорог в России не соответствуют нормам, деньги тратятся неэффективно, выяснили в Генпрокуратуре. Прокуратура проводит много проверок, профессионализма в них немного, эффекта еще меньше, говорят дорожники. Вместо системы законов работает система коррупции, отмечают оппозиционеры.

Более половины российских федеральных автодорог и большинство дорог регионального и местного значения не соответствуют установленным законами нормам, утверждают специалисты Генпрокуратуры. К таким выводам в надзорном органе пришли по итогам проведения проверки ситуации в дорожной сфере.
Росавтодор и другие органы государственной власти и местного самоуправления ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности по ремонту и содержанию автодорог, организации дорожного движения, отметили прокуроры.
В целом по итогам проверок, проведенных с начала года, выявлено более 40 тыс. нарушений, в суды направлено 7797 исковых заявлений, 1837 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 975 дел об административных правонарушениях.
"Характерными недостатками являются дефекты дорожного покрытия, отсутствие освещения проезжей части в темное время суток, обустроенных пешеходных переходов, конструктивно выделенных разделительных полос, дорожного ограждения, неправильная дорожная разметка", - выяснили в надзорном ведомстве.
Каждое пятое ДТП в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, пишут прокуроры со ссылкой на данные МВД. Но и аварийно-опасные участки дорог не ремонтируются своевременно.
Иногда дело в нехватке денег, отметили специалисты прокуратуры. На региональном и местном уровнях часто отсутствуют утвержденные нормативы финансовых затрат на содержание и ремонт дорог.
А когда деньги есть, их расходуют неэффективно, утверждают в надзорном ведомстве. Выявлены многочисленные нарушения в деятельности чиновников при размещении заказов, речь идет в том числе об ограничении конкуренции и несоблюдении процедуры торгов и определения их победителей.
Есть факты нецелевого расходования бюджетных средств и оплаты невыполненных работ. Беспокоит прокуратуру и невнимательность чиновников при резервировании земель для строительства дорог. Такие участки приходится выкупать, тратя лишние бюджетные деньги. Есть мнение, что эта невнимательность неслучайна.
Мягко говоря, неожиданностей в выводах Генпрокуратуры немного. О том, что в стране некоторые проблемы с качеством дорог, знает довольно много людей.
Эксперты к выводам прокуроров относятся скептически. "Если на дорожном строительстве воруют, чиновники ли, подрядчики ли, то где посадки? – отмечает глава ассоциации Дормост Кирилл Иванов. – Посадок нет. Значит, и значительных нарушений не нашли".
Другой вопрос – квалификация тех, кто ищет: "Какое у прокуроров образование? Юридическое. Значит, им нужны экспертные заключения и по вопросу об эффективности, и по вопросу качества, и по вопросу финансирования. Они просят помощи у экспертов? Нет, не просят. Так хотят ли они на самом деле разобраться?" – риторически вопрошает Иванов.
Вместо качества прокурорские проверки берут количеством. Участники рынка рассказывают, что в комитете по развитию транспортной инфраструктуры в Смольном есть специальная комната для проверяющих – так часто там идут проверки. Есть такие комнаты и в офисах крупных компаний-подрядчиков.
Все это наводит на мысль, что цель прокуроров – не навести порядок, а создать видимость. Может быть, прокуроры хотят решить проблему, но не могут. А может быть, наоборот.
Специалисты по борьбе с коррупцией считают, что основная проблема – не в прямом воровстве, а в неэффективном расходовании средств. В России рубль воруют – пять неэффективно тратят, говорит исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией, бывший топ-менеджер "Альфа-групп" Владимир Ашурков.
Средства расходуются неэффективно, потому что нет системы законов и правил, говорят эти эксперты. Четких правил игры нет, закон применяется избирательно.
При этом нормой стала коррупция, которая воспринимается как естественное явление. Выстроился непротиворечивый в своем роде алгоритм, который предполагает большие расходы, большие доходы и множество энергии, уходящей в никуда.
Эффективно тратить деньги на строительство дорог в этой ситуации не получается.