В понедельник закончились выборы в Координационный совет оппозиции. Корреспондент dp.ru провел последние часы голосования в штабе выборного комитета, понаблюдал за тем, как его члены борются с "накрутками", и выяснил, почему они не убегают в окно с протоколами.
– Мне вот еще люди пишут письма. «Мне 16 лет, вот мой паспорт, зарегистрируйте меня срочно», – читает вслух Леонид Волков, председатель центрального выборного комитета по выборам в Координационный совет российской оппозиции, – да что же все всё в последний момент делают!
– Да, то ли еще будет, – отвечают ему, – сейчас голосование только нарастает. Все больше и больше людей.
На часах 19:10, мы сидим в помещении комиссии, которая занимается проведением выборов в Координационный совет оппозиции. До конца голосования еще 50 минут. Особенность выборов в совет оппозиции в том, что проходили они по Интернету. Сначала человек должен был зарегистрироваться на сайте. Потом – верифицироваться. Там было сразу несколько способов, основной способ – сфотографироваться с раскрытым паспортом в руках так, чтобы были видны все данные. А потом 20–22 октября – проголосовать.
Сделать это можно было двумя способами: либо с собственного компьютера, либо прийти на избирательный участок и воспользоваться местным компьютером. Изначально выборы должны были пройти в два дня и закончиться 21 октября в 20:00. Но ЦВК продлил процедуру голосования из-за хакерских атак на сайт – большое количество избирателей попросту не успело сделать свой выбор.
Голосование проводилось сразу по нескольким "бюллетеням". В первый баллотировались кандидаты от "общегражданского списка". В остальные три – по спискам левых, либеральных или националистических сил. Их все избиратели и должны были заполнить.
На фото: Российская Федерация. Москва. Выборы. Выборы в Координационный совет оппозиции.
У мобильных выборов и центральный комитет тоже мобильный. Сама комиссия заняла небольшое помещение на втором этаже в офисном центре в Москве на Гончарной улице, дом 21, – в нем есть стол, кресла, карта России и карта Москвы. Сама комната небольшая, здесь с трудом помещается человек двадцать присутствующих. Среди них – члены комиссии, наблюдатели, эксперты, помощники, журналисты и даже сами кандидаты. Здесь же и районная комиссия, а этажом ниже в выходные можно было прийти и проголосовать на офлайн-участок. Вся комиссия сидит за ноутбуками и следит за процессом голосования.
– Вот если смотреть по результатам голосования, то количество проголосовавших из Москвы – 35%. Это значит, что у нас на слуху вся московская тусовка. Скажем, те же самые московские журналисты. Пряников и Смирнов для нас известны. А стране они неизвестны.
– Это хороший момент отрезвления, – говорит Елена Денежкина, член ЦВК от националистов, – это говорит о том, что нужно выходить за пределы московской тусовки.
Серый кардинал
– Чуровщина какая-то, – ругается вслух Леонид Волков. В руках у него зеленая полупрозрачная палочка. Он ее почему-то постоянно теребит в руках. – Он желает превратить выборы в фарс и считает, что на все можно повлиять, продавая и покупая голоса, – эти слова обращены к Сергею Мавроди, основателю партии и компании «МММ».
Суть конфликта вкратце такова: 60 участников проекта "МММ" зарегистрировались в качестве кандидатов в КС оппозиции. Они прошли все стадии регистрации – уплатили взнос в 10 000 рублей (обязательный для всех кандидатов), но, по словам представителей ЦВК, отказались предоставлять требуемые анкетные данные. В итоге их сняли с выборов. Тогда Сергей Мавроди распорядился членам "системы" регистрироваться как простым избирателям и голосовать за "серых лошадок", сорвав тем самым выборы.
– Итак, по состоянию на сейчас, буквально две минуты назад, за общегражданский список проголосовало 80 тысяч 205 человек, – объявляет Леонид Волков, – 14 761 проголосовал по списку Мавроди. Из них у нас 10 019 проголосовали, когда им заблокировали кабинет в "МММ". То есть по нашему принятому решению мы эти десять тысяч выкидываем, а те четыре тысячи, которые зарегистрировались и проголосовали не по принуждению, до блокировки кабинета, оставляем, – еще раз он повторяет решение ЦВК.
– А какие результаты, если оставить "эмэмэмщиков"? – в комиссии долго проверяют списки голосования и приходят к выводу: результаты голосования почти не меняются.
– Они вытесняют Каца, – указывает Леонид, в офисе все смеются и в шутку просят: "Ну давайте оставим список "МММ".
– Нет, мы специально делали голосование. Мы сейчас уже знаем результаты и тем более не можем менять решение, – резко парирует Леонид Волков.
На фото: Российская Федерация. Москва. Выборы. Выборы в Координационный совет оппозиции.
Вопросы открытости
– Охрана в 8 часов уйдет, – напоминают участникам ЦВК. Вообще сам офис был предоставлен Владимиром Тором, руководителем организации "Русский порядок" и организатором "Русских маршей". Но на замечание о скором уходе охраны никто не реагирует – в офисе только что появились первые предварительные данные о голосовании.
– Итак, по националистическому списку проголосовало 66 960, против всех – 17 тысяч. Кандидат "против всех" занял третье место. По либеральному – "против всех" – 8 тысяч. Кстати, коллеги, так до 21 часа результаты не объявляем! – просит председатель.
– Я предлагаю это делать в закрытом режиме, – вступает в спор Ольга Фейгина, эксперт комиссии.
– Да нет, – настаивает на своем Леонид Волков. Для него принцип полной открытости работы комиссии важнее всего. Журналисты, кандидаты и наблюдатели могли легко присутствовать здесь хоть все три дня работы.
– Я тебе говорю: сейчас это все пойдет в Сеть. Либо ты объявляй это в закрытом, либо не объявляй вообще, – вступают в спор остальные члены комиссии. Под вопросом оказывается наше пребывание здесь.
– Здесь человек пять журналистов – неужели ты не понимаешь? – вступает в спор Василий Вайсенберг, представитель от общественного движения "СОНАР".
– Нет, – Леонид продолжает отстаивать принцип открытости.
– Хорошо, я предлагаю записаться всем присутствующим, – предлагает один из участников.
– Зачем?
– Чтобы, если была утечка, мы могли понять, откуда она, – по всей комнате пускают листочек, все вписывают свои имена. Журналисты указывают издание.
– По Белову какие результаты? – после "переписи" всех собравшихся все спрашивают первые результаты выборов до их окончания.
– Та-ак. Белов. 6 тысяч голосов. 79-е место по националистическому списку, – отвечает Леонид Волков.
– А Демушкин?
– На 6-м месте, 8500.
– Не прошел что ли?
– Ну да.
"Каца требуют эстонцы"
За 10 минут до окончания выборов в ЦВК нарастает напряжение. В офис входит его владелец Владимир Тор: "Можно я поприсутствую на правах наблюдателя?" Но его почти не слышат: все друг с другом бесконечно разговаривают и что-то обсуждают. Толком понять, что именно, невозможно.
То и дело долетают обрывки фраз: «Развозжаев», «услышали крики», «Кац», «эстонцы требуют», «если мы подведем результаты», «специально придется входить в систему», «горы на Алтае», «вот в Великобритании, между прочим», «правильно – на Украине, а не в».
– Так, балаган прекратите все! – вдруг громко говорит Леонид Волков.
– Так, все, кто не является членом ЦВК, подождите за дверью, – строго говорит Ольга Фейгина. Мы снова с журналистами и наблюдателями вздрагиваем.
– Так, никакого закрытого заседания не надо. Если все не будут шуметь без повода, то никого не выгоним, – снова наводит порядок председатель и говорит, – я теперь понимаю, почему председатели обычных избирательных комиссий убегают в окно со списками избирателей и протоколами.
– Однако восемь часов, – произносят члены комиссии.
– ОК. Голосование окончено. В выборах принял участие 81 801 человек, – подводит итог Леонид Волков.
– Ура! – кричат в штабе. Раздаются аплодисменты, а Владимир Тор приносит бутылку шампанского и разливает его по фужерам. Члены ЦВК чокаются – работа почти закончена.
Старейшины оппозиции
– Мы работали всего 3 месяца, проект делался небольшой командой. И последние 3 недели реально никто не спал, – говорит Леонид Волков.
Самого вопроса не слышно – его задают ведущие телеканала «Дождь», на котором были оглашены результаты выборов. Мы с журналистами и членами ЦВК стоим в другой студии, а все вопросы председателю задают на ухо. «Если аналитически подойти, то это были федеральные выборы», «могли проголосовать и 200, и 300 тысяч. Но я это не воспринимаю как какую-то неудачу. Все, кто проголосовал, – все наши», – отвечает он на неслышимые нам вопросы.
Итоги выборов по гражданскому списку ожидаемы – победил Навальный, за ним идут Дмитрий Быков, Гарри Каспаров, Ксения Собчак и Илья Яшин. У левых победил Алексей Гаскаров. У либералов – Сергей Давидис. У националистов – Даниил Константинов. Выборы окончены, эфир – тоже.
– Скажите, а как потом будут использоваться этот механизм выборов и сама площадка? – спрашиваю я у Леонида Волкова.
– Да, мы получили хороший и эффективный инструмент принятия решений по самым различным вопросам. В истории прямой демократии первая веха – собрание старейшин в Афинах. Там был такой базовый принцип: старейшины советуются обо всем, народ решает главнейшее. Вопросы войны и мира, вопросы требований к власти выносятся на всенародные сход и голосование. У нас есть такой орган. Координационный совет может делать текущую работу, а важнейшие решения будут выноситься на голосование.
– А вы не хотите Чурову сказать что-либо? – задает вопрос оператор одной из телекомпаний то ли всерьез, то ли в шутку.
– Сейчас, – Леонид отвлекается на телефонный звонок, но так и не отвечает своему коллеге.