Михаил Прохоров вступил в собственную партию, согласился ее возглавить, объявил об уходе из бизнеса и о намерении заниматься только политикой. Политологи в его искренность скорее не верят, чем верят. Вероятно, Прохорову сделали такое предложение, которое оказалось интереснее бизнеса.
В субботу на съезде партии "Гражданская платформа" ее лидер Михаил Прохоров официально стал членом собственной партии, а также вошёл в ее федеральный комитет. В перспективе бизнесмен может и возглавить партию.
Кроме Прохорова, в федеральный комитет вошли еще 10 человек, в том числе журналист Александр Любимов и экс-министр по налогам и сборам Александр Починок.
В другую управляющую структуру — федеральный гражданский комитет — вошли 18 человек, в том числе представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, музыкант Андрей Макаревич, певица Алла Пугачева, глава фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман, мэр Ярославля Евгений Урлашов, врач Елизавета Глинка.
Прохоров подтвердил свое намерение полностью перестать заниматься бизнесом и сосредоточиться на политике. Он уже подписал трастовое соглашение со своими партнерами по группе "Онэксим", которые будут управлять его бизнес-активами.
Forbes оценивает состояние Прохорова в 2012 году в $13,2 млрд. По этому показателю он занимает 7-е место в России и 58-е — в мире. Основные активы Прохорова сосредоточены в группе "Онэксим".
Что до политических планов, то, по словам Прохорова, "Гражданская платформа" должна стать "третьей силой" общества — наряду с властью и системной оппозицией. Он против того, чтобы единственной альтернативой была "Болотная площадь". Сотрудничать бизнесмен готов со всеми, кроме националистов — с ними он намерен бороться. Ближайшие планы — региональные выборы осенью 2013 года.
О своей программе Прохоров говорил, как всегда, довольно размыто. В частности, сказал, что "никакие экономические изменения нельзя произвести без радикальных изменений политической системы". Но какие именно политические изменения нужны, не сказал. Зато предложил отменить деление на национальные республики, решить вопрос с мигрантами (которые в России нужны, но только в лице хороших профессионалов), а также сделать России "прививку толерантности" и развивать культуру.
Выступили со своими предложениями и коллеги Прохорова по партии. В частности, Михаил Барщевский говорил, что целью "Гражданской платформы" должно стать возвращение доверия граждан к судебной системе, потому что если решить этот вопрос, то 90% проблем "уйдут сами собой".
Впервые о своем возможном уходе из бизнеса в политику Прохоров заговорил весной, после президентских выборов. Об окончательном решении на этот счет он сказал в начале октября. Но политологам до сих пор непонятно, зачем ему все это понадобилось.
Михаил Прохоров имеет имидж человека практичного, если не технократичного. Представить, что он будет делать что-то, не сулящее больший доход, наблюдателям сложно. В этом смысле непросто поверить в версию, что он задался целью "поднимать страну".
Другой вариант — Прохорову просто надоело заниматься бизнесом. Или что он рассчитывает получить от политики большее. А может быть, и не просто рассчитывает, а уже пообещали. Например, пост премьер-министра, а в перспективе — и преемника президента.
Вероятность этого не так уж мала. Прохоров показал, что он выполняет обещания, а это, как известно, главное для Кремля качество. Если запрос на эволюцию, демократию и новые лица в политике сохранится, Прохоров может стать интересным кандидатом.
Предыдущая политическая карьера Прохорова наводит именно на такие мысли. Сначала была странная история с партией "Правое дело", которую бизнесмен возглавил по просьбе Кремля (расчет был на то, что партия привлечет нерадикально настроенных либералов и средний класс) и контроля над которой лишился в результате сложных политтехнологических игр.
Осенью прошлого года Прохоров стал кандидатом в президенты — по просьбе того же ведомства и с той же целью. На выборах он занял третье место, в крупных городах — второе. Несколько хорошо знакомых Прохорову по бизнесу граждан вошли в правительство (включая вице-премьера Ольгу Голодец).
Бизнес-политическая игра Прохорова живо напоминает политологам творчество Михаила Ходорковского. Разница только в том, что Прохоров конвертирует свой деловой капитал в политический и обратно в деловой по договоренности с Кремлем.
Аналитики говорят, что никаких экономических причин для решения Прохорова выйти из бизнеса нет. "Это могло быть только в случае, если бы человек считал, что достиг своего потолка. Это явно не та ситуация. Да и бизнес у него такой, что полностью от него не отойти. Так что это политическая история", — полагает глава консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский.
Мнения политологов относительно того, привлекателен ли Прохоров в глазах электората, расходятся. С одной стороны, протестные настроения растут одновременно с нежеланием революции, и кандидат, который говорит об эволюции, пользуется спросом. С другой стороны, компромиссность Прохорова может выйти ему боком, потому что граждане уже ждут кардинальных изменений, а не очередного искусственного оппозиционера.
Расходятся и мнения политологов о том, серьезны ли намерения Прохорова или речь идет о политической игре. Прохоров занимается политикой всерьез, он рассчитывает занять место несистемной оппозиции, которая не сумела привлечь к себе средний класс, считает Алексей Мухин. Прохоров играет, получая взамен поддержку своего бизнеса, его цель — оттягивать голоса у оппозиции, говорит Владимир Васильев. Пока неясно, что такое Михаил Прохоров, сложно говорить о шансах кандидата, который еще ничего не сделал, отмечает Кирилл Танаев.