Россия нуждается в модернизации экономики, региональном развитии и движении на Восток: Дмитрий Медведев рассказал читателям Financial Times о том, как Россия собирается реализовывать свои географические и геополитические сильные стороны.
Через несколько дней главы правительств встретятся на уникальном форуме Европа-Азия (ACEM) во Вьентьяне, Лаос, где обсудят вопросы глобальной зависимости друг от друга, в том числе необходимость углубления региональной интеграции. С 1996 года форум объединяет страны Европы, Южной Азии и Тихоокеанского региона, напоминает Financial Times. Премьер-министр России Дмитрий Медведев рассказал изданию о планах экономического развития страны, создании нового блока, а также о том, что стране нужно "смотреть на восток".
Присоединение России к ACEM в 2010 году имело большое значение не только для страны и организации, но и для всей системы международных отношений, пишет Медведев. Оно позволило буквально "связать" два в политическом и экономическом отношении мировых центра. Становится очевидным, что устойчивое развитие требует глобальной системы взаимосвязи и независимых региональных механизмов интеграции, считает Дмитрий Медведев.
"В Западной Европе таким механизмом является ЕС и, несмотря на все трудности, он остается двигателем экономического развития в "старом свете". На долю ЕС приходится около 50% объема российской торговли", - отмечает он. Помимо этого, несколько подобных организаций есть в Азии. К примеру, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, которое сегодня возглавляет Россия. "На недавнем саммите во Владивостоке были утверждены российские инициативы, касающиеся продовольственной безопасности, развития агропромышленного комплекса и предотвращения незаконной рыбной ловли", — рассказал премьер.
Кроме того, Россия сотрудничает с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Здесь ключевым вопросом для России является запуск новых совместных проектов, особенно в высокотехнологичных отраслях.
Сейчас, по словам Медведева, Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном участвует в крупном проекте интеграции. Ожидается, что уже в 2015 году страны объединятся в Евразийский экономический союз, целью которого станет создание новой национальной экономики и условий для появления общего экономического пространства от Западной Европы до Тихого океана. Он также заявил, что убежден в том, что Евразийский экономический союз позволит снять барьеры, которые сегодня препятствуют движению товаров, капиталов и услуг в Евразии.
"В ближайшие годы и даже десятилетия России предстоит решить серьезную историческую задачу: провести быструю модернизацию экономики, которая будет основана на гармоничном развитии всех регионов. Здесь приоритет будет отдан Сибири и Восточной Азии. Во-первых, раньше на полное развитие этих регионов не доставало ресурсов, а во-вторых, учитывая, что экономический фокус смещается на восток, России нужно стать более активной в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас он становится центром глобального экономического роста, на долю которого проходится около 55% мирового ВВП и почти половина мировой торговли", — рассказал министр.
В связи с этим в последнее время Россия подчеркивает необходимость развития альтернативных транспортных коридоров. Россия занимает около трети Евразийского континента, имеет огромный транспортный и транзитный потенциал. Транспортная сеть России относительно хорошо связана с Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожными линиями, с портами всех океанических бассейнов, а также в стране есть сеть линии воздушного транспорта.
"Экономическая модернизация и либерализация приведет к значительному увеличению грузовых перевозок — по крайней мере, на 15% — между Европой и Азией, а также между Европой, Азией и Америкой. Транссибирская железная дорога позволяет перевозить до 100 млн тонн в год, и это самый короткий маршрут", — заверил Медведев.
Специализированные грузовые суда проезжают от Находки до западных границ России за девять дней, а в Западной Европе могут оказаться в течение двух недель. Сейчас доставка товара занимает 35 дней и проводится она по морю, из портов в Гамбурге и Антверпене. Развитие Северного морского пути представляет много перспектив: он наполовину короче действующего сегодня маршрута из Европы в Восточную Азию через Индийский океан. Кроме того, перевозить товары через Северный Ледовитый океан будет стоить на 30% дешевле, чем через Индийский.
Важную роль сыграет и воздушный транспорт. Использование российского воздушного транспорта в Сибири будет выгодно для всех сторон, в частности, это снизит стоимость перелетов из Европы в Восточную Азию.
"Россия уже давно готова к работе в этом направлении. У нас уже есть многовековой опыт сотрудничества с различными культурами и цивилизациями. Неудивительно, что Россию прозвали евразийской и евро-тихоокеанской страной, так как многим хочется, чтобы именно такой она и была", — заключил Дмитрий Медведев.