Авиакомпания "Кубань", входящая в группу "Базэл" Олега Дерипаски, сообщила о собственном банкротстве и приостановке деятельности. Действующие законы и ситуация на рынке – барьеры на пути развития небольших компаний, подчеркивают представители "Кубани". Согласны с этим и эксперты.
Авиакомпания "Авиационные линии Кубани" объявила об остановке операционной деятельности и прекращении полетов с 11 декабря. Об этом компания сообщила в опубликованном в понедельник пресс-релизе. Заявление о признании компании банкротом уже направлено в Арбитражный суд Краснодарского края.
Авиакомпания работала под брендом "Кубань". Она входит в "Базэл" Олега Дерипаски. "Базэлу" принадлежит 63,90% акций компании. Ее выручка по РСБУ в 2011 г. составила 4 млрд руб., чистый убыток — 440,5 млн руб.
"Кубань" является одним из крупнейших авиапредприятий юга России, базируется в аэропорту Краснодара и Внуково. Компания выполняла регулярные и чартерные рейсы в города России, СНГ и дальнего зарубежья более чем по 30 направлениям. В 2012 году авиакомпания планировала перевезти 1,012 млн пассажиров.
В августе прошлого года в "Кубань" влилась авиакомпания Sky Express. Деятельность этой компании прошлой осенью была приостановлена по решению Росавиации (из-за ухудшения финансово-экономических и производственных показателей). В том же году прекратил свою деятельность и другой российский дискаунтер – "Авианова".
Рейсы Sky Express выполняла "Кубань". Это позволило компании увеличить показатель перевезенных пассажиров почти до миллиона человек. Однако проект совместного предприятия оказался неудачным.
В Росавиации пока не знают, как будет решаться вопрос с пассажирами "Кубани". В настоящее время этот вопрос изучается, о прекращении работы компании в ведомстве тоже узнали только в понедельник, сообщил ее представитель.
Неожиданной новость стала и для аэропорта "Внуково", откуда осуществляется значительная часть рейсов компании. Билеты на рейсы компании продолжали продаваться даже после заявления о банкротстве и приостановке деятельности.
Вопросы компенсации пассажирам за проданные авиабилеты будут решаться в процессе конкурсного производства, сообщили dp.ru в пресс-службе перевозчика. Некоторые пассажиры могут вернуть свои деньги, обратившись в агентства, где были приобретены билеты. Остальные должны будут отправлять соответствующие запросы.
"Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил (…), вступивших в силу в конце ноября 2012 года", — сообщили в "Авиационных линиях Кубани".
"Согласно данным правилам, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. До настоящего времени "Кубань" эксплуатировала шесть воздушных судов зарубежного производства. При этом три из них авиакомпания вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за (…) имеющейся задолженности по платежам", — объяснили представители авиакомпании.
Компания рассчитывала купить несколько самолетов и вела переговоры до самого последнего времени. Однако договориться ни с зарубежными, ни с отечественными производителями компании, задолжавшей своим поставщикам несколько миллиардов рублей, не удалось.
Решение о приостановке деятельности – вынужденное, подчеркивают в "Авиационных линиях Кубани". "На сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу. Этому способствуют несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона", — уверены представители компании.
"Имеющийся регуляторный режим для авиакомпаний не способствует развитию конкуренции, появлению новых авиаперевозчиков, открытию региональных маршрутов и общему финансовому оздоровлению работающих авиакомпаний", — резюмируют в "Авиационных линиях Кубани".
"В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней, дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной", — заявил генеральный директор "Кубани" Сергей Мордвинцев.
Все сказано очень точно, под этим манифестом можно только подписаться, говорит глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: "Эта компания накопила столько проблем, что даже и хороший менеджмент в нынешней законодательно-рыночной ситуации не смог с ними справиться", — говорит эксперт.
Государство не помогает деятельности региональных компаний, и – по крайней мере отчасти – делает это сознательно, говорит Борис Рыбак: "Это нигде не прописано, но политика нашего правительства состоит в том, что компаний должно быть мало, и они должны быть большими. Их политика направлена на концентрацию отрасли".
Что касается самолетов "Кубани", то на балансе компании находятся 12 воздушных судов "Як-42", рассказали dp.ru в пресс-службе авиакомпании: "Их судьба будет определяться конкурсным управляющим в рамках процедуры банкротства. Самолеты Boeing 737 и Airbus A-319 находятся в операционном лизинге, поэтому решения по их дальнейшему использованию определяются владельцами".