Россия продолжит закупать у Италии бронеджипы Iveco по 300 тыс. евро, но постарается повысить уровень локализации. Эксперты сомневаются в успехе: военные производители неохотно делятся технологиями. Но ставка на отечественную промышленность в оборонзаказе – решение верное, говорят аналитики.
Итальянская компания Iveco в этом и следующем годах поставит российской армии 358 своих бронемашин. Об этом в среду рассказал журналистам заместитель министра обороны Юрий Борисов. Цена каждого автомобиля составляет 300 тыс. евро.
"Мы имеем контракт на 358 машин. 57 уже собраны на площадке "Оборонсервиса" в Воронеже. 301 машина будет получена и собрана в 2013 году", — цитируют Борисова информагентства. Лицензионная сборка бронемашин с 2013 года будет осуществляться на производственной площадке "КамАЗа".
Интересно, что всего неделю назад группа экспертов в своем докладе для курирующего ВПК вице-премьера Дмитрия Рогозина посоветовала ограничить импорт вооружений и техники, а невыгодные контракты расторгнуть, потому что Минобороны под руководством Анатолия Сердюкова закупало военную продукцию бессистемно и без серьезного обоснования.
Иностранные образцы вооружений и техники не проходили полные циклы испытаний, закупалась техника, не соответствующая российским стандартам и несовместимая с российскими системами вооружений, дорогостоящая, с низкой боевой ценностью, не было соглашений о передаче технологий, благодаря которым можно было бы "поднять промышленность", перечисляли проблемы аналитики.
В качестве примера приводились как раз бронеджипы Iveco – вместе с другой, израильской и французской, продукцией (беспилотники Searcher II и BirdEye, бронемашины Centauro и Boxer GTK, вертолетоносцы "Мистраль"). Рогозин соглашался со своими аналитиками: "При бывшем руководстве Минобороны абсолютизировалась западная техника и вооружение в ущерб отечественному производству, которое душилось близкой к нулевой рентабельностью".
Однако громкие патриотические слова вице-премьера пока не становятся былью: контракты ведь уже подписаны. Наблюдатели отмечают и еще один аспект этой истории: у многих представителей элиты в Италии и Франции – имущество и бизнес, поэтому просто так взять и разорвать контракты с Iveco или производителями "Мистралей" не получится.
Кроме того, Дмитрий Рогозин выразил надежду, что если Iveco будут собираться не на площадке "Оборонсервиса", а на площадке КамАЗа, то это пойдет на пользу промышленности в части знакомства с технологиями. Сейчас итальянским джипам, по словам вице-премьера, в России просто "прикручивают бампер", а в Набережных Челнах сборка будет выглядеть иначе. Сейчас уровень локализации составляет 10%.
Чаще всего производители военной техники стараются продавать ее самостоятельно, "в комплекте", ограничивая возможности заимствования технологий, говорит директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. Некоторые технологические составляющие и вовсе являются секретными.
В то же время и в других секторах экономики с уровнем локализации закупаемой техники есть некоторые проблемы, отмечает эксперт: "На петербургских автомобильных заводах оговоренный уровень локализации так и не достигнут. Вопрос в качестве отечественных комплектующих – к нему немало вопросов".
Участие Петербурга в импорте военной техники – это в первую очередь "Мистрали". На прошлой неделе в рамках патриотических бесед об ограничении ненужного военного импорта даже появилась информация об отказе строить "Мистрали". Позже Дмитрий Рогозин уточнил, что сначала Россия закупит два первых корабля по контракту (их произведут во Франции), а уже потом примет решение, строить ли еще два вертолетоносца на Балтийском заводе.
В среду министр обороны Сергей Шойгу в ходе рабочей поездки в Воронеж заявил, что надо бы сравнить бронемашины Iveco с их российским аналогом ("Тиграми"), чтобы выяснить, настолько ли эффективнее итальянская продукция. Министр пообещал обсудить это с членами боевых экипажей и распорядился провести сравнительные испытания.
Также в среду заместитель министра Юрий Борисов рассказал журналистам, что совокупный объем гособоронзаказа в 2013 году превысит показатель этого года в полтора раза и составит около 1,3 трлн рублей.
Само решение о том, чтобы меньше военной техники закупать за рубежом и больше закупать у отечественного производителя, многие эксперты считают верным. "В качестве примера можно привести закупку израильских беспилотников. Они созданы по советским разработкам 1970-х годов, авторы которых впоследствии эмигрировали. Сегодняшние студенты могли бы составить им неплохую конкуренцию", — рассказывает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.