Кудрин: Основные проблемы России – отсутствие свободных выборов и контроля за госрасходами

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

России для дальнейшего развития нужны свободные выборы, повышение пенсионного возраста, инвестиции в инфраструктуру, контроль за госрасходами и приватизация, считает Алексей Кудрин. Пока Дмитрий Медведев рассказывал в Давосе об успехах, экс-министр финансов нарисовал совсем другую картину.

Дмитрий Медведев возглавил российскую делегацию на давосском форуме. В среду днем он выступил с большим докладом на основном пленарном заседании. Оно началась с того, что участники форума – бизнесмены, эксперты и политики – ответили на вопрос о том, что они считают самой насущной российской проблемой. 78% участников назвали таковой коррупцию.
Перед началом форума давосские эксперты подготовили три сценария развития российской экономики. Все они в той или иной степени негативные. Дмитрий Медведев постарался найти в этом плюсы. Он сказал, что если бы все три сценария были позитивные, это могло бы "унести голову у любого правительства". А так правительство не расслабляется.
В своем выступлении, впрочем, премьер-министр "напрягаться" не стал: говорил о хорошем и обещал еще лучшее. Новости первой категории – что ВВП растет, а отечественные бизнесмены все больше инвестируют в свою страну. Из второй категории – что правительство приветствует рост политической конкуренции и диалог с гражданским обществом.
Проблемы Дмитрий Медведев нашел только за пределами страны. Первая проблема – российским энергетическим компаниям якобы мешают работать на международных рынках. Вторая – что диалог с ЕС об отмене виз не ладится по вине Евросоюза. В остальном же все в порядке.
Совсем другую оценку происходящему дал в интервью журналу Spiegel Алексей Кудрин. Совместное пребывание на форуме Медведева и Кудрина наблюдатели считали любопытным с самого начала. Общим местом считается тот факт, что экс-министр финансов претендовал на пост главы правительства и не получил его только потому, что для Владимира Путина вопрос данных обещаний оказался важнее вопроса профессиональных компетенций. Медведев стал премьером, а в России появился приближенный к власти эксперт, критикующий правительство.
"Экономические реформы застопорились. А политические реформы не принесли тех результатов, на которые я надеялся", — заявил Кудрин. В качестве примера он привел губернаторские выборы, которые как бы возвращены, но процедура столь непроста, что нет никакой проблемы не допустить "нежелательных" кандидатов к выборам.
Есть в политической ситуации и хорошие стороны, считает экс-министр. Прежде всего это активизация гражданского общества. Он не считает, что процесс пошел на спад. Вместе с тем Кудрин уверен, что большинство граждан считают Владимира Путина законно избранным президентом. И хотят не его ухода, а реформ.
Вообще в своих заявлениях относительно Путина Кудрин был как всегда мягок и деликатен. "Нужно дать власти шанс измениться" – таков был лейтмотив его речи. Кудрин признал, что ему не удалось стать посредником между Путиным и оппозицией. Но его заявления говорят о том, что он не отказывается от этой идеи.
Вместе с тем он признает, что парламентские выборы были сфальсифицированы, и считает это одной из серьезнейших проблем страны. Другие проблемы Кудрин перечислил конспективно: нужно повысить пенсионный возраст, нужны инвестиции в инфраструктуру, нужно лучше контролировать госрасходы, нужно проводить приватизацию, сокращать количество госкомпаний, больше полномочий и налоговых поступлений оставлять регионам.
Насущнейшим экс-министру представляется контроль над госрасходами: "До сих пор царит иллюзия, что нужно просто выделить хорошие деньги— и все будет хорошо. Но зачастую происходит обратное. Чем больше денег предоставляет государство, тем больше усиливается коррупция".
"Список Кудрина" в целом адекватно описывает имеющиеся проблемы, говорит профессор Высшей школы экономики Александр Ходачек: "Что касается пенсионного возраста, то нельзя начинать новую реформу, не закончив предыдущую. Говорить о повышении возраста можно, но нужно предусмотреть многие вопросы: чтобы работодатели не занимались дискриминацией пожилых сотрудников, чтобы была возможность неполной занятости, чтобы не возникло проблем у тех, кто уже успел выйти на пенсию, и так далее".
Можно согласиться и с тезисом о необходимости расширения полномочий регионов, говорит эксперт: "Постепенно это расширение уже происходит, в соответствии, например, со 131-м законом. Наверное, пришло время снова добавить регионам полномочий".
Быть посредником между оппозицией и властью Кудрин предложил год назад, и это не удалось в том числе и потому, что год оказался потерянным и для власти, и для оппозиции, полагает директор Института современных медиа Кирилл Танаев: "Власть безуспешно пыталась консолидироваться. Но нет и оппозиции в том смысле, о котором говорит Кудрин: протестные настроения есть, а представителя у этих настроений, какого-либо института или движения – нет. Так что налаживать диалог не с кем".