В здании Михайловского театра в Петербурге в четверг 24 января прошли обыски. Они стали частью расследования о мошенничестве при банкротстве группы JFC, недавнего лидера российского рынка импорта фруктов, оставившего долгов на $0,5 млрд. Бывший глава холдинга, Владимир Кехман, теперь директор театра, и не раз заявлял, что больше не имеет отношения к бизнесу, а занимается только чистым искусством.
Полиция проводит обыски в кабинете генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана, а также в местах жительства бывшего руководства группы JFC, складских и офисных помещениях компании.
Следственные мероприятия проходят в рамках уголовного дела по статье 159 ч. 4. Мошенничество в особо крупном размере. По версии следствия, группа лиц из руководства и собственников компании "под предлогом исполнения договоров с фиктивными и аффилированными коммерческими организациями получили от ряда крупных банков крупные кредиты". В числе банков, выдавших кредиты, называются такие, как "Сбербанк", "Уралсиб", "Райффайзенбанк" и "Банк Москвы".
"Не намереваясь выполнять кредитные обязательства, руководители компании в феврале 2012 года обратились в арбитражный суд о признании ЗАО "Группа JFC" банкротом. В результате банкротства кредитным учреждениям причинен ущерб на сумму более 10 млрд рублей", — сообщается на сайте МВД России.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Пресс-конференция, посвященная открытию III Международного фестиваля искусств "Дягилев P.S.". На снимке: генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.
Сообщается, что по решению суда на счетах компании JFC блокировано 400 млн рублей.
Как только появились первые сообщения об обысках в приемной гендиректора Михайловского театра эту информацию опровергли. Собеседница dp.ru заявила, что ей о следственных мероприятиях ничего не известно.
Часом позже в театре все же признали факт обысков в специальном заявлении для прессы. В нем говорится, что обыски не связаны с деятельностью театра, а журналистам предлагается сосредоточиться на более важных вещах. Приводим текст заявления полностью.
"В ответ на появившиеся в прессе
сообщения о проходивших утром 24 января в Михайловском театре
оперативных мероприятиях дирекция театра заявляет, что они никак не связаны ни с экономической, ни с
любой другой деятельностью театра. Эти мероприятия производились в помещении исторической Дубовой
гостиной в рамках постановления, комментарии по которому Михайловский театр давать не уполномочен.
В связи с неуместным ажиотажем
и потоком непроверенных сообщений, пресс-служба театра просит
представителей прессы обратить внимание на действительно важное событие. Сегодня на нашей сцене
состоится российская премьера оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд». Это серьезная веха в творческой
деятельности театра, и в контексте освещения жизни театра просим упоминать именно его".
Позже ситуацию прокомментировал сам Владимир Кехман. В своем заявлении он сообщил, что всесторонне проинформирован о об оперативно-розыскных мероприятиях и полностью поддерживает все следственные действия, заинтересован в их результативности.
"Я возмущен фактами и масштабами злоупотреблений в компании. В распоряжении следователей есть мое личное заявление, где я подтверждаю свою заинтересованность в расследовании и полную открытость к сотрудничеству" — говорит Владимир Кехман.
Петербургские СМИ уточняют, что Владимир Кехман пока не фигурирует в деле в качестве подозреваемого, а следственные действя якобы ведутся в отношении двух его бывших заместителей - Юлии Захаровой и Андрея Афанасьева. Это довольно странно, ведь до сих пор публично не сообщалось, что они занимали какие-то посты в Михайловском театре. И если принять на веру, что к Владимиру Кехману у следователей нет никаких вопросов, на которые он не мог бы ответить сам, то непонятно, какое отношение тогда театр может иметь к делу о банкротстве JFC, и что там в четверг искали люди в погонах.
По всей видимости, проблемы у крупнейшего импортера бананов, компании JFC, начались в разгар кризиса 2009-2010 гг после судебных претензий к нему англо-норвежского морского перевозчика Star Reefers. Выяснение отношений между группой JFC и морским перевозчиком Star Reefers UK Ltd начались после того, как аффилированная с JFC фирма Kalistad Ltd за 1,5 года до истечения контракта отказалась от фрахта трех рефрижераторов-банановозов. Осенью 2010 года иск был подан на $17 млн. К декабрю 2011 года сумма выросла до $21 млн, из которых $16,5 млн – прямые убытки, а остальная сумма – недополученная прибыль и судебные издержки. В ходе рассмотрения этого дела суд вынес решение заморозить все активы JFC, стоимость которых превышает $25 тыс.
Некоторое время спустя JFC начала процесс защиты от кредиторов, в который оказались вовлечены с десяток крупных банков, которые выдали компании кредитов примерно на 15 млрд рублей. Свои требования предъявили "Банк Москвы" (4,493 млрд рублей), "Сбербанк России" (1,551 млрд рублей), "Уралсиб России" (1,511 млрд рублей), "Промсвязьбанк" (1,7 млрд рублей), "Банк "Санкт-Петербург" (1,280 млрд рублей), "Райффайзенбанк" (0,908 млрд рублей), "Райффайзен банк Интернэшнл АГ" (0,446 млрд рублей), "Амстердам Трейд Банк Н.В." (0,7 млрд рублей), "ОТР Bank Plc." (0,297 млрд рублей).
Так совпало, что незадолго до этого глава и основной владелец JFC Владимир Кехман заявил, что оставляет бизнес и будет заниматься руководством Михайловского музея. Правда в 2012 году ему все же пришлось вернуться к оперативному управлению своей банкротящейся фирмы. В марте собрание акционеров избрало его генеральным директором ЗАО "Группа Джей Эф Си" .