В 2012 году Петербург поставил рекорд по неисполнению расходной части бюджета. В рамках адресно-инвестиционной программы чиновники не успели потратить почти 35 млрд рублей. Комитет по строительству не успел потратить почти половину выделенных ему денег. Но похоже, что это положительный сигнал: чиновники стали более принципиальными в отношениях с подрядчиками.
Во вторник правительство Петербурга рассмотрит отчет об итогах исполнения городского бюджета за 2012 год. По оперативным данным, доходы бюджета исполнены в объеме 373,5 млрд рублей (99,3% от бюджетных назначений), исполнение расходной части значительно ниже — 375,7 млрд рублей. Это всего 87,6% от запланированного, что является худшим результатом за последние годы.
Глава комитета финансов
Эдуард Батанов назвал провальным исполнение Адресной инвестиционной программы (АИП). За год она выполнена всего на 63,5%, невостребованными остались 34,7 млрд рублей. К причинам Эдуард Батанов относит неподготовленность проектной документации и строительных площадок и нерешенность имущественных вопросов. Также, по его словам, в прошлом году заказчики начали отказываться от практики переходящих авансов по объектам и стали оплачивать только выполненные работы, что сказалась на исполнении расходов.
Самый большой процент неосвоенных средств у комитета по строительству — 21,5 млрд рублей. Это почти половина от выделенных комитету в прошлом году 43,5 млрд рублей. Так, например, вместо открытия 7 школ, ввести в эксплуатацию удалось только одну. Также не удалось завершить в срок строительство инфекционной больницы в Полюстрово.
Председатель Комитета по строительству
Андрей Артеев признает, что освоение средств бюджета было неудовлетворительным. "Среди основных причин могу назвать срыв сроков ввода объектов в эксплуатацию подрядчиками. При этом комитет в пределах своих полномочий применяет штрафные санкции. Также мы составляем так называемые "черные списки" подрядчиков, которые недобросовестно подходят к строительству социальных объектов. Присутствие компании в таком списке — это негативный сигнал для любого государственного заказчика," – сообщил Андрей Артеев.
По его словам, к проблемам также можно отнести низкое качество работ — некоторые объекты невозможно принять в эксплуатацию в том виде, в котором подрядчик пытается их сдать. При этом расторжение государственного контракта и объявление нового конкурса занимает дополнительное время. Существуют и проблемы с подключением объектов к инженерным сетям. "Ряд объектов сегодня находится в высокой степени готовности, но к сетям не подключены. Принять их без постоянной схемы энергоснабжения невозможно" – отмечает Андрей Артеев.
Кроме комитета по строительству, в тройке анти-лидеров по расходам комитет по энергетике и инженерному обеспечению (остаток 9,1 млрд рублей) и комитет по развитию транспортной инфраструктуры (8,3 млрд рублей). Показательно, что в конце прошлого года и начале этого губернатор Георгий Полтавченко сменил руководителей в этих трех комитетах. Новый глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук был официально назначен только в понедельник.
В КРТИ также ссылаются на срыв подрядчиками графика работ. Впрочем, в комитете считают, что для неисполнения бюджета были и объективные причины. Например, что из-за отказа от строительства Орловского тоннеля неосвоенными остались 333 млн рублей. Потратить 120 млн рублей, выделенных из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог, были невозможно: деньги были перечислены только 29 декабря. Кроме того, часть средств по статье "Расходы на ремонт автомобильных дорог" (осталось 534 млн рублей) были невостребованными за счет снижения стоимости контракта на торгах.
Комитет финансов уже начал работу над корректировкой бюджета на этот год. От комитетов и районных администраций подано заявок на увеличение расходов на общую сумму свыше 40 млрд рублей. Можно предположить, что большая часть из них удовлетворена не будет. Напротив, комитет финансов предложил заказчикам проанализировать свои расходы и оставить только то, что гарантированно исполнят в полном объеме.
Впрочем, ручаться, что в этом году проблем с исполнением АИП не будет, нельзя. По словам Эдуарда Батанова, по строительству новых станций метро обнаружились имущественные проблемы. Ранее главный инженер ОАО "Метрострой" Алексей Старков заявлял, что они столкнулись с серьезной проблемой: участки, которые по Генплану предназначалась для строительства станций метро, успели продать или передать в долгосрочную аренду. Особенно критическая ситуация сложилась на Красносельско-Калининской линии.