Киоски по продаже прессы, которых в городе сейчас около 1 тыс., уравняли в правах с другими временными объектами: ларьками по продаже блинов, продуктов, цветов и т. д., в то время как ранее для них существовала отдельная адресная программа, за которую отвечал комитет по печати.
Теперь киоски по продаже газет и журналов не будут включаться в схему размещения нестационарной розницы автоматически, и поэтому учредителям бизнеса придется бороться за землю на торгах со всеми прочими желающими. Новые правила вводятся постановлением городского правительства №1045, вступившим в силу в январе 2013 года, и касаются не только всех новых объектов, но и адресов, по которым требуется перезаключение договоров.
Документ начнет действовать в ближайшее время, когда комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка выпустит распоряжения о схемах размещения нестационарных объектов. "Но уже сейчас понятно, что новые правила приведут к сокращению числа точек по продаже прессы к 2014–2015 годам в 5 раз. Около 800 объектов не смогут продлить договоры аренды земли", — прогнозирует Светлана Малахова, сопредседатель НП "Гильдия издателей периодической печати" (ГИПП).
Монополисты
Кроме того, городское постановление ужесточает взаимоотношения распространителей прессы с монополистами. Речь идет о расположении киосков в так называемых охранных зонах (вблизи тепловых, газовых и других коммуникационных сетей), а также об ограничениях по ширине тротуара и удаленности от пешеходных переходов. Эти требования предъявлялись к торговцам и раньше, но для киосков по продаже прессы могли сделать исключение — по некоторым адресам такие точки работают уже по 30–40 лет. Зачастую распространители обращались к монополистам с гарантийными письмами, обещая в экстренных случаях быстро убрать киоск, который весит всего 1 тонну. В некоторых случаях их поддерживал комитет по печати.
Читайте также:
В киоски с газетами пустят другие товары
На фото: Киоск, ларек, газета, журнал, карты GSM Light / ГСМ Лайт, интернет-карты, кошелек, деньги, ребенок, батарейка, спорт.
По новым правилам электронная заявка будет проходить сверку на соответствие требованиям через все комитеты без участия предпринимателей, тогда как раньше ситуация по каждому адресу разбиралась индивидуально.
В результате договоры не смогут продлить около 80% киосков, расположенных в центре города, и до 50% находящихся в спальных районах, считают в ГИПП.
"По сути постановление блокирует получение согласований. Один киоск, расположенный вблизи жилого дома или станции метро, может попасть сразу в шесть–семь охранных зон! В целом мы опасаемся, что можем лишиться минимум 50% всех объектов сети", — говорит Константин Горелов, заместитель генерального директора ЗАО "Роспечать" (240 точек в Петербурге).
Надежда на поправки
Теперь участники рынка, оборот которого в Петербурге составляет около 5,1 млрд рублей в год, рассчитывают добиться изменений в спорном постановлении. При комиссии Законодательного собрания по образованию и науке до конца этой недели создадут рабочую группу, которая соберет предложения участников рынка, для того чтобы инициировать поправки. Первое ее заседание в ЗС Петербурга прошло с бурными обсуждениями — в зале можно было увидеть представителей пятерки крупнейших по объемам продаж распространителей прессы в Петербурге: ООО "Метропресс", ЗАО "Нева–Пресс", ЗАО "Роспечать", компаний "Ника" и "Невоблпечать", а также небольших сетей, объединяющих по 10–20 точек.
"Правила аренды участков усложняются, но, к сожалению, мы получаем их всего на 3 года. Согласования и на данный момент отнимают минимум год. Особенно сложно получить мощности. Порой даже и этих 3 лет может не хватить", — рассуждает Вячеслав Зубков, глава копании "Экспресс–Пресса", развивающей сеть киосков в Петродворце.