Владимир Путин внес в парламент новую редакцию закона о выборах Госдумы. Отчасти закон направлен на создание иллюзии либерализации законодательства. Но главная цель – изменить закон так, чтобы действующей власти было проще удержать парламентское большинство.
Владимир Путин в пятницу внес в парламент новую редакцию закона о выборах депутатов Государственной думы. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Документ был подготовлен Центризбиркомом.
Законопроектом предусматривается, что выборы проводятся по смешанной системе. Половина депутатов (225) избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ). Другая половина – по партийным спискам.
В последний раз по таким правилам выборы проводились в 2003 году. В 2007 и 2011 Госдуму избирали только по партспискам. Кампанию 2007 года вела по сути не "Единая Россия", а Владимир Путин, вся предвыборная программа партии сводилась к поддержке президента. То же наблюдалось и в 2011-м.
Однако уже само название партии вызывает идиосинкразию у многих избирателей. Даже с учетом особенностей голосования и подсчета голосов "Единой России" едва удалось набрать 50%. Именно поэтому возвращают выборы по одномандатным округам. В последние годы единороссы на местных выборах баллотируются как беспартийные. Так проще выиграть. Потом победивший кандидат вступает в ряды партии.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Тридцать четвертое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Международная парламентская конференция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. На снимке:
Владимир Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии РФ.
Впрочем, некоторые оппозиционеры рассчитывают использовать этот пункт закона в своих интересах. "Поддерживаю возвращение к смешанной системе выборов в Госдуму. Возвращение одномандатников на руку "Единой России", но такая система более демократична", — отмечает Михаил Прохоров.
В
ЛДПР придерживаются другой точки зрения. Возвращать смешанную систему нельзя, люди должны голосовать за политические программы, а не за впоследствии вступающих в "Единую Россию" спортсменов и артистов, убеждены либерал-демократы.
Закон запрещает кандидату одновременно баллотироваться по одномандатному округу и по партсписку. В этом просматривается стремление поставить оппозиции еще одну палку в колеса. В протестных партиях не так уж много ярких политиков. Некогда они могли приносить партии несколько мест в Госдуме, баллотируясь и в округе, и по списку. Теперь этого сделать не удастся.
Кроме того, все зарегистрированные партии будут освобождены от сбора подписей. Наблюдателям этот пункт закона представляется странным. Если не ввести никаких фильтров, то в бюллетене может появиться более сотни "партий". Ожидается, что такие поправки будут внесены уже в процессе рассмотрения законопроекта.
Зато не освобождены от сбора подписей одномандатники. Им нужно будет собрать 0,5% подписей от числа избирателей в округе (втрое меньше, чем раньше), в среднем около 2000 подписей. Проще всего будет собрать подписи известным людям, всякого рода спортсменам и артистам, а также действующим местным чиновникам, то есть тем самым гражданам, которые потом в случае победы на выборах и вступят в "Единую Россию".
Проходной барьер для партий снижается с 7% до 5%. Это некоторая уступка для оппозиционных партий, при некоторых условиях она может сыграть на руку, например, "Яблоку". Другая уступка, гораздо более значимая, сделана не была: формировать предвыборные блоки по-прежнему запрещено. Такой механизм стимулировал бы демократические партии к объединению и заметно повышал бы их шансы на попадание в парламент.
Это очень показательный запрет, говорят оппозиционеры. "Новая редакция закона запрещает создание избирательных блоков. А сколько шума было... Возможность создания избирательных блоков — это одно из важнейших требований оппозиции в области политической реформы", — отмечает лидер Левого фронта Сергей Удальцов.
Также отсутствует и графа "против всех". Некоторые наблюдатели полагают, что при честном подсчете голосов именно этот кандидат мог бы выиграть выборы в Госдуму с заметным отрывом. Чиновники предпочитают отвечать на вопрос формально – и говорят о том, что зачем графа "против всех", если все мыслимые и немыслимые партии могут зарегистрироваться и участвовать в выборах.
Кроме того, закон предполагает проведение "совместных агитационных мероприятий". Имеются в виду дебаты и круглые столы. Партии, которые откажутся в них участвовать, будут лишены эфирного времени на агитацию. Такие совместные мероприятия явно направлены на повышение явки. Хотя не исключено, что партии "попросят" агитировать за что-нибудь общечеловеческое вроде необходимости сохранять стабильность и не раскачивать лодку.
При этом партиям, которые не формируют общефедеральных партсписков, а выдвигают своих кандидатов только по одномандатным округам, эфирное время для агитации не предоставляется. В этом просматривается борьба с небольшими партиями, у которых всего одна или несколько ярких фигур и которые не могут сформировать федеральный список. Проще иметь дело с меньшим количеством оппозиционных партий.
Предусмотрен и контроль за выборами посредством установки камер видеонаблюдения. Правда, сказано, что они "могут" (а не "должны") устанавливаться. Таким образом решение отдано на откуп местным избиркомам. И они могут решить, что в данном регионе (скажем, республике Мордовии) никакие камеры и трансляции никому не нужны.
Таким образом, в целом закон выглядит довольно либерально: появляются одномандатные округа, снижается проходной барьер, сокращается число подписей, которые надо собрать, упрощается доступ партий к участию в выборах.
Но остальные пункты закона со всей очевидностью демонстрируют, что целью является не упрощение правил, а сохранение контроля действующей власти над парламентом. Отсюда запрет на блоки, на баллотирование одновременно в округе и по партсписку, появление одномандатников, тема "возможных" камер и агитационных мероприятий.
По замыслу инициаторов закона, "Единая Россия" (или партия власти под другим названием) в результате выборов 2016-го года должна будет сохранить контроль над Думой. Если она не получит большинства по партспискам, помогут одномандатники. Оппозиционных фракций должно будет быть несколько, для этого и понижается барьер. Чем они будут меньше, тем проще будет уговорить их "взаимодействовать" с партией власти.
О степени оппозиционности ныне представленных в Госдуме партий ярко свидетельствует еще одна новость пятницы. Участвовать в проправительственном "марше в защиту детей" будут не только единороссы, но также представители ЛДПР и "Справедливой России", а также, возможно, и КПРФ. Такое "совместное агитационное мероприятие" наглядно демонстрирует, почему "Единой России" не нужны в Госдуме не только 75%, но даже и 50% голосов.