Госдума разрешила регионам отказываться от губернаторских выборов

Автор фото: итар-тасс

Госдума утвердила в третьем чтении закон, позволяющий регионам отказываться от проведения губернаторских выборов и возвращаться к процедуре назначения губернаторов президентом. Гипотетически этот порядок придуман для кавказских республик, практически же может быть принят где угодно.

Госдума утвердила в третьем чтении поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации". Законопроект был подготовлен представителями всех четырех фракций парламента. Однако большинство депутатов от КПРФ и "Справедливой России" голосовали против.
Этот закон разрешает регионам отказываться от проведения губернаторских выборов. В тексте сказано, что местными законами "может быть предусмотрено" (а может и не быть), что главу региона избирают граждане.
Если выборы не предусмотрены, начинает действовать прежний порядок: партии, прошедшие в местный парламент, предлагают президенту свои кандидатуры, он выбирает из них трех человек и вносит этот список на рассмотрение местного парламента, который и решает, кто из них будет губернатором.
До 2004 года губернаторов в России выбирали. После теракта в Беслане Владимир Путин решил, что их надо назначать. Как именно связаны два эти события, он не объяснил, но предположил, что если губернаторов назначать, то они в это непростое для страны время будут работать лучше.
В 2012 году был — с некоторыми оговорками — возвращен прежний порядок. Это было обещано действующей властью в преддверии выборов как знак либерализации политической системы. Впрочем, на пути гражданина в губернаторы поставили так много фильтров и прочих палок в колеса, что говорить о возвращении полноценных выборов не приходится.
Но теперь отменяется и эта полумера. Представители партии власти утверждают, что принятый в пятницу закон рассчитан на мультиэтничные северокавказские страны, где проведение выборов может привести к такой вспышке дружбы народов, что мало никому не покажется, и лучше уж губернаторов назначать.
Та же мысль содержится и в пояснительной записке к документу: "Проект [закона] направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов федерации и сохранение межнационального мира и согласия".
Однако нигде в законе не сказано, что его действие распространяется только на Северный Кавказ. Парламент любого другого региона, например Москвы или Петербурга, вправе теперь решить, что для "обеспечения устойчивого социально-экономического развития и сохранения межнационального мира и согласия" губернатора нужно не избирать, а назначать.
Зачем это может им понадобиться, вполне понятно. Рейтинги действующей власти, в том числе и местной, в некоторых крупных городах низкие, в остальных — очень низкие. От выборов в такой ситуации лучше воздержаться.
Никакого отношения этот закон к Петербургу иметь не будет, убежден глава комитета по законодательству городского парламента Виталий Милонов: "Этот закон написан для северокавказских республик. Просто нельзя распространить федеральный закон на часть федерации, поэтому в нем прямо этого и не сказано. Но это подразумевается".
Опасаться, что в некоторых других некавказских регионах власти решат воспользоваться этим законом и самовольно отменят выборы, тоже нет оснований, уверен депутат: "Федеральный центр относится к выборам очень здраво. Никто не позволит региональным лидерам возомнить себя царьками и самопроизвольно отменить выборы".
Некоторые эксперты предлагают радикальный подход к вопросу. Так, Алексей Кудрин считает, что нужно разрешить регионам вводить у себя парламентскую форму правления (граждане избирают местный парламент, победившие партии формируют правительство, его глава становится первым лицом в регионе). Это пойдет регионам на пользу, убежден экс-министр финансов.
Выборы в любом случае лучше, чем назначение, полагает лидер фракции "Яблоко" в парламенте Петербурга Борис Вишневский. Главная проблема, по его мнению, не в том, по какой системе выбирают губернаторов, а в том, что сейчас любые выборы проходят нечестно.
Принятие этого закона — это признание того факта, что в России есть очень разные регионы с очень разным политическим положением, говорит политолог Станислав Еремеев: "Мы не должны забывать, что то, что хорошо для Петербурга, плохо для Дагестана. По крайней мере, пока. Постепенно социально-экономическое развитие разных регионов должно выравниваться, и политические права жителей разных регионов — тоже".