Директор Пушкинского музея Ирина Антонова попросила президента Владимира Путина вернуть в музей картины из Эрмитажа. Работы Матисса и Пикассо попали в петербургский музей в 1948 году с закрытием музея нового западного искусства. Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский с картинами расставаться не спешит.
Директор Пушкинского музея Ирина Антонова попросила Владимира Путина помочь вернуть в Пушкинский музей картины из собрания петербургского Эрмитажа. Полотна попали в Петербург еще в 40-х годах. Тогда музей имени Пушкина переживал не лучшие времена - его обвиняли в формализме, и он, в конце концов, закрылся.
В музее, по словам Антоновой, хранилась обширная коллекция картин импрессионистов, благодаря которой ГМИИ фактически был первым в Европе музеем современного искусства.
Обширная коллекция картин импрессионистов разошлась по музеям, почти половина картин оказалась в Эрмитаже. Антонова призвала к "реабилитации" музея по примеру возвращения церковных ценностей.
Президент ответил, что поддержит любое решение музейного сообщества, но сам не против возвращения коллекции в ГМИИ.
"Давайте спросим у Михаила Борисовича, который у нас на линии, согласен ли он передать. Он, конечно, скажет, что ничего не отдаст. Но пусть он скажет, тем более, что я понимаю, что там большинство картин, ну "Девочка на шаре", например, не экспонируются", - сказал Путин.
На фото: Картина Анри Матисса "Бутылка схидама"
Руководитель Эрмитажа дал понять, что отдавать картины из музейной коллекции никому не собирается. Он напомнил, что в обмен на картины импрессионистов Эрмитаж передал ГМИИ 200 бесценных полотен старых мастеров.
"Мне стыдно, что музейные дела, дела музейного сообщества вообще выносятся на всеобщее обозрение", – сказал Пиотровский попутно заметив, что "злость повсюду", "все поливают грязью" и превращают в донос.
Как выяснил dp.ru, Ирина Антонова имела в виду коллекции картин Матисса и Пикассо, которые экспонируются на третьем этаже Эрмитажа. В 1948 году был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и хранившиеся в нем коллекции были конфискованы государством, а затем поделены между Пушкинским музеем в Москве и Эрмитажем.
Картины принадлежали московским меценатам Сергею Щукину и Ивану Морозову. Считается, что Морозова заставили отказаться от своей коллекции, а Щукин никогда не подписывал документы о передаче своей коллекции. Поэтому в 2000 году внук Щукина инициировал судебный процесс, после того как одну из картин Матисса отправили на выставку в Италию. В ответ на это Эрмитаж вернул картину.
В пресс-службе Пушкинского музея подтвердили информацию о происхождении картин, однако от комментариев воздержались. В Эрмитаже не стали давать официальных комментариев, предложив направить официальный запрос.