Неполитический Первомай

Автор фото: Свистунова Валентина

Первомай в Петербурге прошел с минимумом политики. Пройтись по Невскому власти разрешили всем политическим силам, но митинговать не стали сами и не дали никому, за исключением оппозиционеров – на отшибе. Традиционные политические силы в этом году выступили слабо, зато появились новые.

По оценкам полиции, всего в митингах и демонстрациях 1 мая в Петербурге приняли участие около 50 тыс. человек. Главный парад политических организаций прошел на Невском проспекте, где традиционно раз в году дают прогуляться всем.
А вот митинговать в центре не разрешили. Если раньше КПРФ и националисты шли на Исаакиевскую, а "Справедливая Россия" занимала площадку в Александровском саду, то на этот раз всем предложили идти на Марсово поле. Коммунисты возмутились и выбили право пройти лишние сто метров до Дворцовой, но зато без митинга. На такой же вариант согласились и все остальные, получилось, что все просто промаршировали до арки Генштаба, где участники говорили друг другу спасибо и расходились по домам. То есть в итоге никаких политических речей не звучало, что, видимо, и было целью.
Георгий Полтавченко на сей раз не стал возглавлять колонну профсоюзов и единороссов, которая идет первой. Возможно, дело в начавшейся Страстной неделе — в Краснодарском крае, например, Первомай вообще из-за этого отменили. Но от Смольного все же пришел вице-губернатор Игорь Дивинский.
За "Единой Россией" следовала внушительная колонна "Трудовой партии" — одной из новых организаций, которую в Петербурге возглавляют экс-единороссы Игорь Риммер и Олег Сергеев. Среди "трудовиков", выбравших для себя несколько легкомысленную бело-голубую гамму, наблюдались активисты, еще недавно работавшие на ЕР, а сам Риммер шел не с новыми соратниками, а со старыми. По-видимому, у партии власти появится к следующим выборам новый спойлер. Примечательно, что "Трудовую партию" поставили впереди даже КПРФ, которые всегда раньше шли третьими.
Когда-то на Западе были специалисты-кремлинологи, по расстановке членов ЦК КПСС на мавзолее анализировавшие по близости того или иного партийца к генсеку усиление или ослабление их позиций. Что-то подобное можно сделать и наблюдая за демонстрацией. "Справедливую Россию", например, задвинули в самый конец, даже после нацболов и группы защитников животных.
В колонне единороссов играли песни с автомобиля (не на тему Первомая, а так — всякие "праздничные", в том числе почему-то "Москва — звенят колокола", что выглядело особенно странно). Голос диктора вещал: "Слава профсоюзу работников авиационной промышленности... слава профсоюзу Академии наук..." и так далее. Плакаты, похоже, никто не фильтровал. Например, несли транспарант "Высшее образование в загоне из-за воров-депутатов в законе". В 30 метрах впереди важно шествовал спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, явно не замечая никаких противоречий.
И у коммунистов, и у справороссов колонны получились заметно малочисленнее, чем в прошлые годы. Не блистали партийцы и креативом, главным украшением отрядов компартии стал большой земной шар, украшенный надписью "Народовластие". То же самое можно сказать и про националистов — черно-желто-белых знамен было меньше по сравнению с предыдущими шествиями. Меньше людей, меньше символики, меньше песен — так можно охарактеризовать практически все колонны. За этим следили и сами активисты, включившие самоцензуру — так, коммунисты заставили двух молодых людей, пришедших с портретами Ким Чен Ына, свернуть агитацию.
Оппозиционеров стражи порядка продержали у БКЗ "Октябрьский" так долго, как могли. Да и во время движения все время притормаживали. Они начали маршировать, когда единороссы на Дворцовой уже закончили. Главным украшением их колонны, собравшей чуть менее тысячи человек, стал гигантский баннер "Навальному — воля!", а впереди несли чучело депутата Виталия Милонова в белом платье. В конце двигалась группа защитников прав гомосексуалистов с радужными флагами. Полиция их не задерживала, несмотря на, казалось бы, явное нарушение закона о запрете гей-пропаганды.
С проволочками и заминками колонна оппозиции добралась до Конюшенной площади. Защитники Навального по ходу шествия "отвалились" и ушли, так что в итоговом митинге участвовало человек 300. Тон задавали ЛГБТ-активисты, с трибуны неслись протесты против упомянутого закона о гей-пропаганде, а главной темой стал лозунг "Россия против религиозного мракобесия". Ораторы обещали с ним бороться не покладая рук.
Митинг "Единой России" на Дворцовой площади продлился всего 5 минут. Он начался в 11:55, и с выстрелом пушки Петропавловской крепости выступление вице-губернатора Игоря Дивинского закончилось. Активисты на площади не задерживались, а сворачивали флаги и шли к Певческому мосту складывать атрибутику в "Газели". На самом мосту развернулся настоящий импровизированный банкет — тут тоже раздавали пирожки, горячий чай и воду, а кое-кто доставал и водку. Минут через 25 все разъехались.
 
Горожан, променявших дачи на первомайское шествие, развлекали танцами и хитами 80-90-х годов. Задник сцены украшал плакат с надписью "Весна на Дворцовой" на фоне березок — ничего не напоминало о сути Первомая. Группа "Стереопитер" пела про "команду молодости нашей" и другие хиты советского времени. Молодежь в основном стояла со скучающими лицами. Оставались в основном люди старшего поколения. Многие кучками становились вокруг Александрийского столпа и перекусывали пирожками и бутербродами. У сцены собралось пара сотен человек, слушавших концерт со скучающими лицами.
Люди старшего возраста с удовольствием отплясывали под знакомые мелодии. Ведущие призывали помахать руками и устроить бурные овации, но отклика не получали. Лишь раз им удалось добиться жиденьких аплодисментов от публики, да и то на лозунг "Ура, Питер!"
Пока на площади гремели шлягеры, на углу Невского и Дворцовой площади начались задержания. От 50 до 100 анархистов попытались устроить митинг, но полиция быстро окружила активистов. Человек 20 ОМОН оперативно погрузил в автозак. Анархисты попытались заблокировать проезд автобусу, некоторые даже бросались под колеса, но стражи порядка их тоже скрутили и отправили в автозак к своим товарищам.