Владимир Путин поручил подготовить законопроект об упрощенном предоставлении гражданства тем, чьи родители жили в СССР и кто говорит по-русски. Мнения экспертов разошлись: хорошо, что будущие сограждане будут избавлены от бюрократии, плохо, что миграционная политика свелась к тезису "все к нам".
Накануне майских праздников президент Путин подписал перечень поручений правительству. Одно из заданий — разработать законопроект о предоставлении гражданства РФ в упрощенном порядке для носителей русского языка, чьи родители жили в СССР. Поправки должны быть подготовлены к 15 сентября.
"Разработать и внести в Госдуму проект закона, предусматривающий упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ от соотечественников — носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в РФ и отказа от гражданства иностранного государства", — сказано в тексте поручения.
Как сильно следует упростить процедуры и насколько существенно нужно сократить сроки, в тексте поручения не сказано.
Формально инициатором этой идеи является Координационный совет российских соотечественников Франции. В ходе прямой линии с Владимиром Путиным его представитель спросил президента, когда станет явью давно обещаемое упрощение порядка предоставления гражданства. Соотечественников обижает, что Жерар Депардье получил паспорт за день, а остальные должны ждать годами.
Путин пообещал ускорить процесс и в своем ответе описал, каких новых соотечественников Кремль ждет в России: "людей с постсоветского пространства, которые находятся в репродуктивном возрасте, имеют хорошее здоровье, хорошее образование и могут легко быть адаптированы нашей культурной средой".
Впрочем, тезис про репродуктивный возраст, вероятно, в текст закона не попадет. Про хорошее самочувствие, надо думать, тоже. Критериев останется два: постсоветскость и знание языка. Получить российский паспорт таким образом смогут все бывшие граждане СССР (если их родители не родились еще в Российской империи), а также их дети.
Отношение политиков и экспертов к этой инициативе двойственное. Ее сторонники говорят о плюсах: гражданство смогут получить, например, украинцы и белорусы, вполне "свои" в культурном пространстве и не имеющие никаких языковых барьеров. Противники этой идеи возражают, что больше всего она будет востребована гражданами среднеазиатских республик.
Пока что среднеазиатские мигранты работают и без всякого гражданства. Это выгодно с точки зрения минимизации расходов — как государственных (таким работникам не надо платить ни пенсии, ни больничные), так и частных (финансовые аппетиты таких сотрудников умереннее). Минусы также очевидны: социальное напряжение, уход денежных потоков мимо бюджета, проблема демпинга на рынке труда.
Некоторые наблюдатели полагают, что Кремль стремится решать экономические проблемы страны с помощью увеличения численности населения и упрощает предоставление гражданства именно для этого. Без мигрантов рабочих рук в России не хватает, признают и в Федеральной миграционной службе.
Если раньше мигрантов рассматривали как временный трудовой ресурс, то сейчас власти считают, что главным решением экономических проблем является увеличение числа переселенцев, полагает политолог Михаил Беляев. Власть пытается расширить ворота, думая о количестве мигрантов, но не о качестве: любой человек, который запишется в соотечественники, получает гражданство практически автоматом, говорит эксперт.
Получить гражданство в ускоренном порядке приезжие могут и сейчас, но только коррупционным путем, говорит профессор Высшей школы экономики Александр Ходачек. Упрощенная схема предоставления гражданства некоторое время действовала, но успели не все, говорит эксперт. Новым законом воспользуются граждане Украины и Белоруссии, и в целом у этого проекта больше плюсов, чем минусов, считает эксперт: надо только адекватно его реализовывать, в частности, языковые требования должны быть достаточно жесткими.
Приезжих из Украины и Белоруссии в Петербурге в несколько раз меньше, чем выходцев из стран Средней Азии. По данным городского Центра образования мигрантов на 2011 год, и украинцев, и белорусов в городе около 100 тыс., в то время как узбеков — до полумиллиона, таджиков — около 300 тыс. В то же время процент граждан, занимающихся квалифицированным трудом, среди украинцев и белорусов в несколько раз выше.
Сейчас процедура получения гражданства для таких граждан (родившихся в СССР, прекрасно говорящих по-русски, не испытывающих никаких культурных сложностей) благодаря отечественной бюрократии занимает несколько лет. Знание языка не помогает. Никто специально палки в колеса не ставит, но бюрократическая система такова, что у потенциальных сограждан рано или поздно возникает стойкое ощущение, что Родина им не рада.
Наблюдатели напоминают, что Владимир Путин выступил с этой инициативой почти одновременно с тем, что предложил ввести с 2015 года визовый режим со странами СНГ. Цель этой инициативы прямо противоположная: усложнение попадания в Россию. Эксперты допускают, что речь идет о стратегии "кнута и пряника" (гражданам все, нелегальным мигрантам — закон), но склоняются к варианту, что в Кремле и сами не знают, зачем принимать два взаимно противоречащих друг другу закона и в чем должна заключаться миграционная политика.