Пока Дмитрий Медведев на юридическом форуме в Петербурге призывал улучшать и без того высокое качество российских законов, в Кирове в ходе суда над Алексеем Навальным теорию дополняли практикой. Свидетели один за другим забывали данные ими ранее обвинительные показания, и их зачитывал судья.
В среду в Петербурге начался очередной юридический форум. Главное действующее лицо – второй по известности юрист в стране: премьер-министр Дмитрий Медведев. Рядом с ним – министр юстиции, главы Конституционного и Высшего арбитражного судов.
Основные темы форума — публичное право, корпоративная практика, судебная и арбитражная практика, стандарты юридической профессии, финансы и инвестиции, торговля и конкуренция.
"Цель форума – продвижение идей модернизации права в условиях глобальных изменений", сообщает пресс-служба федерального правительства. Чтобы достичь этих целей, необходимы "улучшение взаимодействия правовых систем" и "модернизация российского права с учетом лучшего опыта зарубежного нормотворчества и правоприменения".
Премьер-министр в своем выступлении порадовался тому, что в форуме участвует так много юристов, констатировал, что для экономического роста необходима "конкурентоспособность национальных правовых систем", и заявил, что в России и так неплохое законодательство, но его еще есть куда улучшать.
Пока в Петербурге обсуждали, в Кирове практиковались. Там продолжается суд над оппозиционным политиком Алексеем Навальным. Его обвиняют в том, что он в 2009-2010 годах (будучи советником кировского губернатора), пользуясь служебным положением, вступил в сговор с главами двух лесных компаний, организовал хищение 10 тысяч кубометров леса, нанеся таким образом ущерб в 16 млн рублей (цена похищенного).
Навальный обвинения в свой адрес отрицает (никакого давления не было, сделки были рыночными), один из его предполагаемых подельников (Петр Офицеров) – тоже. Другой (Вячеслав Опалев) выступил свидетелем обвинения, но сказать на суде ничего не смог – в самом буквальном смысле этих слов. Судье пришлось зачитать данные им ранее письменные показания. Сторона Навального полагает, что это – доказательство того, что автор показаний – вовсе не "подельник", а прокуроры.
В среду это явление приняло массовый характер. Всего допросили 22 свидетелей, и многие из них подобно Вячеславу Опалеву не смогли воспроизвести собственные данные ими ранее обвинительные показания. Прокурор ходатайствовал о том, чтобы зачитать имеющиеся показания. Защита протестовала. Судья соглашался с прокурором.
Все это можно считать модернизацией судопроизводства – пусть и не в том смысле, который обычно вкладывает в эти слова Дмитрий Медведев. Суд при отсутствии ущерба и потерпевшей стороны — это уже пройденный этап. Но доказательства обвинения, которые достает из папки прокурор, а зачитывает судья – это настоящее ноу-хау.
Единственная проблема состоит в том, что заседание суда транслируется в прямом эфире, а в зале заседаний сидят столичные журналисты и депутаты Госдумы, незамедлительно рассказывающие об увиденном. Только это и отличает это судебное заседание от других ему подобных. Так, прокурор однажды заявил, что вопрос защиты снимается — вместо того, чтобы ходатайствовать перед судьей о снятии вопроса. На обычных судах такие "оговорки" проходят незамеченными.
"Очередной свидетель забыл свои показания, и обвинение оглашает показания, данные на следствии. Четкие последовательные показания свидетели обвинения почему-то дают только в кабинете следователя. На суде противоречат себе и друг другу", — комментирует Илья Яшин. "Групповая амнезия у свидетелей — редкое психическое заболевание. Срочно прекращайте заседание суда и вызывайте санитаров", — иронизируют наблюдатели в Твиттере.
Не теряют чувства юмора и сами участники процесса. "Знакома ли Вам Вятская Лесная Компания?" – спросил прокурор у одного из свидетелей обвинения. "Да, теперь уже наслышан”, — ответил свидетель.