Правительству Дмитрия Медведева исполнился год. Бывший преемник теряет рейтинг, ключевые решения принимают не в Белом доме. Но чем более техническим становится Медведев, тем выше его шансы усидеть в своем кресле. И тем меньше шансов, что он будет "заменен" на Матвиенко, Кудрина или Шойгу.
Ровно год назад к исполнению своих обязанностей приступило правительство Дмитрия Медведева. Можно говорить, что кабинет министров и его председатель окончательно стали техническими, а исполнительной властью является "большое правительство", которым Владимир Путин руководит лично, полагают политологи из "Минченко консалтинг".
Сложившаяся в последний год схема работы исполнительной власти заключается, во-первых, в том, что Путин напрямую работает с министрами (и они подчиняются не только Медведеву, но и ему), а во-вторых, в том, что часть решений принимается советниками и помощниками президента из числа бывших министров. "Замыкается" вся эта структура на Путина.
Рейтинг правительства и его председателя тем временем снижается. Экспертам не кажется это странным: во-первых, Медведев был назначен премьером после менее убедительной победы на выборах, в более жесткой конкурентной ситуации. Во-вторых, перед выборами Путин успел много наобещать, реализовать все это должно правительство, а сделать это невозможно.
Другие наблюдатели, соглашаясь с "Минченко консалтинг" в некоторых выводах, оперируют более простыми и прямыми оценками. Работа правительства неудовлетворительна, ситуация в экономике описывается понятием "стагнация", и правительство не предлагает никакой внятной программы по решению имеющихся проблем, считает экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.
Согласен с этой оценкой и Михаил Прохоров. По его мнению, нужно изменить структуру принятия и исполнения решений. "Работать в модели конфликта, где реальная сила находится у администрации президента, а не у правительства, невозможно. Для эффективного развития может быть два варианта. Первый — эффективный: президент берет на себя руководство правительством, совмещая свои полномочия с премьерскими. Второй — реалистичный: правительство перестает быть политическим и переходит к осуществлению давно назревших реформ", — считает глава "Гражданской платформы".
Составили эксперты "Минченко консалтинг" и рейтинг устойчивости вице-премьеров и министров. Из заместителей Медведева самым устойчивым представляется Игорь Шувалов, "полпред президента в правительстве". Неплохие позиции у Дмитрия Козака, Александра Хлопонина, Дмитрия Рогозина. Уязвимее всего — Ольга Голодец и Аркадий Дворкович. Другими словами, чем дальше от Медведева, тем лучше.
То же касается и министров. В верхней части списка — силовики, консерваторы и "нейтральные": министр обороны Сергей Шойгу, глава МЧС Владимир Пучков, глава МВД Владимир Колокольцев, министр экономического развития Андрей Белоусов, энергетики — Александр Новак, финансов — Антон Силуанов. Хуже всего дела у либеральных и "медведевских" Дмитрия Ливанова (образование) и Михаила Абызова (открытое правительство).
Самым вероятным эксперты считают инерционный сценарий развития событий ("смесь популизма и подготовки необходимых реформ"). Во главе правительства останется Медведев или появится другой, тоже технический премьер. Чем больше ослабляется влияние Медведева, тем больше у него шансов остаться премьером, потому что по мере ослабления он становится все более "техническим", управляемым и приемлемым.
"Смена курса" маловероятна, говорят политологи, но четыре основных ее варианта можно спрогнозировать. Если понадобится спасать рейтинг и социальную стабильность, в премьеры позовут, например, Валентину Матвиенко. Если надо будет спасать экономику или мириться с Западом — Алексея Кудрина или Михаила Прохорова. Если почему-нибудь будет принято решение продолжить консолидацию (национализацию) элиты — Сергея Шойгу или Дмитрия Рогозина. Появление же нового преемника маловероятно, так как этот путь уже однажды привел в тупик.