Единороссы разрешат чиновникам покупать машины вдвое дороже, чем предлагает Навальный

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Чиновникам запретят покупать автомобили дороже 3 млн рублей. Такую поправку в закон вносят единороссы. Оппозиция тоже предлагала ограничить чиновников, но сумма предлагалась не 3 млн рублей, а 1,5. Эксперты согласны, что этого было бы вполне достаточно.

При покупке автомобиля стоимостью более 3 млн рублей с покупателя будет взиматься повышенный транспортный налог, поскольку такая машина будет считаться роскошью. Такую поправку в рассматриваемый сейчас в Госдуме законопроект внесла группа депутатов "Единой России", входящих в так называемый "народный фронт".
Нынешняя редакция законопроекта (внесло его правительство, а принят он пока в первом чтении) предполагает, что роскошью будут считаться автомобили дороже 5 млн рублей.
"За 3 млн и меньше есть хороший выбор надежных, комфортных и безопасных машин, — пояснил dp.ru один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков. — То, что стоит дороже — это уже роскошь".
Кроме того, позже депутаты планируют внести еще одну поправку, которая запретит чиновникам покупать за счет средств бюджета автомобили дороже 3 млн рублей.
Эта идея перекликается с инициативой Алексея Навального запретить чиновникам покупать автомобили дороже 1,5 млн рублей. Навальный отмечает, что все фракции, кроме единороссов, "за". Оппозиционеры используют другой способ внесения законопроекта — собирают подписи в интернете (нужно собрать 100 тыс. подписей, чтобы обязать Госдуму рассмотреть инициативу, уже собрано около 65 тыс.).
Инициатива единороссов никак не связана с этим планом Навального, уверяет Вячеслав Лысаков: "Я что-то отдаленно слышал об этой инициативе от коллег. Я за деятельностью Навального не слежу. 3 млн — это адекватная цена. А так в популизме можно дойти до крайностей и предложить законопроект о пересаживании чиновников на телеги. Его тоже поддержат".
Сторонники Навального в свою очередь уверены, что партия власти просто перехватывает у них пользующуюся абсолютной поддержкой населения идею, чтобы выдать ее за свою ("Единая Россия" заставляет чиновников экономить бюджетные деньги").
При этом характерно, что единороссы подчеркивают — правительство разрешало тратить больше ("Медведев хотел разрешить чиновникам дорогие машины по 5 млн, а теперь благодаря единороссам все будут ездить на недорогих по 3 млн").
Де-факто этот законопроект легализует покупки автомобилей за 2–3 млн рублей, добавляют оппозиционеры: за условные 2,9 млн рублей можно купить вполне роскошный автомобиль, при этом потратив бюджетные деньги, не нарушая "закона о роскоши".
Большинство тендеров, которые оспаривает Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, касаются закупок чиновниками и депутатами дотационных или бедных регионов автомобилей по цене как раз в диапазоне от 2 до 3 млн рублей.
Так, это три джипа Landcruiser Prado (2,23 млн рублей каждый) для депутатов Ставропольского края, Audi Q7 для Верховного суда Удмуртии за 3 млн рублей и так далее.
Исключения довольно редки, но случаются: так, центральный аппарат Росреестра хотел купить себе автомобиль представительского класса за 5,7 млн рублей, суд города Калуги — Audi за 4,5 млн рублей.
Автомобильные эксперты склонны соглашаться с цифрой, предложенной Навальным, а не с цифрами единороссов. "В пределах 1,5 млн рублей можно купить хороший автомобиль бизнес-класса — Toyota Camry, Nissan Teana — в хорошей комплектации, — говорит представитель Федерации автовладельцев в Петербурге и Ленобласти Дмитрий Шпейтельшпахер. — 3 млн рублей — это уже S-класс, Mercedes, BMW и Audi, столь любимые нашими чиновниками".
По данным сайтов официальных дилеров Mercedes, BMW и Audi, в пределах 3 млн рублей можно купить любые автомобили, кроме "мерседесов" S-класса и "геленвагенов", BMWX5 и X6, AudiA8 и R8.
Есть и другие причины покупать автомобили бизнес-, а не S-класса: "Чем дороже автомобиль, тем дороже потом его эксплуатация", — напоминает Дмитрий Шпейтельшпахер.
Кроме того, у чиновников будут возможности обходить любое ограничение — хоть 1,5, хоть 3 млн: можно закупать автомобиль отдельно, а дополнительные опции — отдельно, другим лотом. Тем не менее идею ограничения стоимости машин для чиновников эксперты поддерживают: это хоть как-то умерит их аппетиты.