ЖКХ эпохи благочиния

Автор фото: Ваганов Антон
Водонапорная башня.

Владимир Путин провел заседание Госсовета по вопросам ЖКХ, где констатировал, что никаких положительных результатов государство в этой сфере не достигло. Но и набор предложенных мер новизной не отличается. Государство по-прежнему надеется на частный бизнес, не говоря, чем хочет его привлечь.

Выступая перед губернаторами — членами Госсовета, Владимир Путин признал: никаких изменений к лучшему в сфере ЖКХ не произошло. "Людей очень часто не устраивает низкое качество услуг, недобросовестное управление и постоянный рост тарифов, — цитируют президента РИА Новости. — Все эти претензии они, безусловно, направляют властям, причем самого разного уровня".
В официальном анонсе заседания приводились такие цифры — износ основных фондов составляет в среднем по стране 60 процентов, в отдельных случаях 80 процентов, общая потребность в инвестициях — 9,1 триллиона рублей. Эти цифры озвучил еще в марте министр регионального развития Игорь Слюняев. Их подтвердил и Путин — надо девять триллионов минимум. В 2006 году, по его же оценкам, надо было шесть триллионов. Тут, кстати, можно вспомнить, что нацпроект "Жилье" (когда-то у Путина были такие задумки) предусматривал в том числе сокращение износа фондов с 60% до 50% к 2010 году.
Надо, сказал глава государства, привлекать в ЖКХ частный бизнес, переходить на концессионные соглашения (соответствующий механизм внедряется с 1 января. Рынок оценивается в 4,2 триллиона в год, "но он неинтересен для долгосрочного серьезного инвестора", развел руками Путин. "Зато здесь раздолье для тех, кто привык стричь купоны, не вкладывая ни копейки, — продолжил он. — Причины известны: непрозрачность финансовых процедур, коррупция, кумовство".
Примерно к таким же выводам пришел губернатор Георгий Полтавченко, возглавлявший рабочую группу Госсовета. Ему оставалось только посетовать: "Переход от латания дыр к выстраиванию той самой системы "благочиния, добронравия и порядка", о которой вели речь наши предки, застопорился из-за традиционного для России препятствия".
Полтавченко тоже говорил про необходимость привлечения частного бизнеса и эффективности бюджетных трат. В ближайшие семь лет, по его данным, на модернизацию направят 24 миллиарда рублей из бюджета и еще 15 миллиардов — по линии Фонда реформирования ЖКХ. По сравнению с искомыми 9 триллионами выглядит неубедительно.
Предложения рабочей группы свелись к идее проведения открытых конкурсов на передачу коммунальной инфраструктуры, передаче частникам права собственности на нее и возврата инвестиций в составе тарифов, а также бюджетного софинансирования капвложений.
Идею частного бизнеса в ЖКХ обсуждают со времен царя Гороха. Вот, например, в 2004 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подписывала соглашение с ОАО "Российские коммунальные системы", которое собиралось строить в городе котельные, и говорила: "Привлечение частного бизнеса позволит снизить цены и повысить качество коммунальных услуг для горожан". Реформа обернулась преобразованием жилкомсервисов в ОАО со 100-процентным участием города, а поработать на рынок пустили всего несколько компаний, в основном связанных с теми или иными чиновниками. Закончилось все скандалами сначала с уборкой снега (что стоило Матвиенко кресла), а затем, уже при новом губернаторе, с резким ростом квартплаты (должности лишился вице-губернатор Сергей Козырев). Ни цены не снизились, ни качество не повысилось, а со стороны "РКС" соглашение заключал, кстати, председатель совета директоров Михаил Абызов, ныне министр по связям с "Открытым правительством" у Медведева. Он уже, наверное, и забыл, что собирался строить какие-то котельные.
И вот сейчас президент Путин предложил "оценить эффективность работы"  муниципальных предприятий в области ЖКХ. "Многие из них уже успели срастись с местной властью. И надо быть готовыми к тому, что часть муниципалитетов не будет заинтересована в новых формах работы", — предупредил он.
При этом непроясненным остался главный вопрос — чем, собственно, власть намерена привлекать бизнес в ЖКХ. Компания, пытающаяся работать в этой области, сталкивается с большим объемом вложений и государственным регулированием тарифов, что не позволяет "втиснуть" расходы в доходы. Кроме того, к их работе будет приковано повышенное неформальное внимание властей — объем коррупции в сфере нереально высок. Глава Счетной палаты Сергей Степашин в декабре оценил его в 17,6 млрд рублей по итогам комплексного аудита, охарактеризовал положение дел как "беспредельное воровство" и добавил, что проблемы — в региональных и муниципальных властях.
Проще говоря, на каждом этапе цепочки присутствует "откат", отказываться от которого никто не собирается, несмотря на все угрозы первых лиц государства. Представить, что чиновник отдаст на честном конкурсе концессию "левой" компании, и откажется от своей "доли", также весьма сложно. В общем, до эпохи благочиния и добронравия, кажется, еще далеко.