Почему так трудно быть бизнес-лидером в Индии

Автор фото: Global look press

Индия – один из самых сложных рынков в мире для международной компании, но, тем не менее, именно эта страна стала инкубатором для нового поколения мировых управленцев. В конце концов, бедственное положение порождает лидеров. Этот факт не ускользнул от крупнейших компаний, таких как General Electric и Nestle, которые используют возрастающую роль Индии на рынке для собственного подъема. Тем не менее, многие компании убегают из индийского хаоса и бедноты, перенаправляя свои инвестиции в другие страны. В Индии трудно построить глобальный бизнес. В большинстве случаев успех или провал зависит от того, подходящий ли человек занимает руководящий пост, и может ли он решить уникальные проблемы, главная из которых – структура рынка.

В Индии есть небольшой сегмент состоятельных людей, которые вполне могут позволить себе продукты мирового рынка по тем же мировым ценам, но чтобы стать значимым и добиться успеха руководители в этой стране должны быть терпеливыми и настойчивыми — лишь тогда удастся пробиться на большой и быстрорастущий средний рынок. Путь этот может быть дорогостоящим и долгим, пишет Washington Post.
Индийские потребители платят $75 за смартфон, $0,1 за минуту телефонного разговора, $500 за операцию на открытом сердце и $5 тыс. за самый простой автомобиль. Чтобы конкурировать с такими ценами требуется совсем другой менталитет и подход к инновациям, который большинству компаний найти сложно. Например, сегодня Индия является одним из самых быстрорастущих рынков для McDonald's, но американской компании потребовалось почти десятилетие, чтобы определиться с меню, бизнес-моделью и системой поставок.
Любой руководитель транснациональной компании должен быть бифокальным: добросовестно воплощать установленную бизнес-модель компании, в то же время вырываясь на средний рынок с долгосрочным планом.
Вторая задача руководства — научиться управлять хаосом. Чтобы добиться успеха в Индии, вам нужно справиться со всепроникающей коррупцией — здесь есть даже отдельный "прейскурант" для обычных разрешений и сделок. В таких отраслях как телекоммуникации или инфраструктура, где правительство контролирует доступ к ресурсам или контрактам, взяточничество — неотъемлемый элемент бизнес-модели.
Кроме того, здесь очень сомнительная государственная политика, которая мешает компаниям планировать важные решения. Например, неизвестно, чем станет программное обеспечение — товаром или услугой, а это влияет на размер импортной пошлины. Кроме того, до сих пор непонятно, собирается ли правительство поднять цены на дизельное топливо и будет ли менять налоговое законодательство задним числом.
Даже бюрократия может быть ошеломляющей — обычных разрешений здесь можно ждать месяцы, если не годы. Транспортные забастовки,преследование налоговыми органами, плачевная инфраструктура — все это только часть игры.
Строительство дееспособной организации является третьей самой большой проблемой. Возможности нанять менеджеров проекта, экспертов в системе поставок и менеджеров по продажам, которые могут заключить многомиллионную сделку, — все это воспринимается как само собой разумеющееся на развитых рынках, но здесь компетентных сотрудников не хватает.
Кроме того, даже трудолюбивые и умные сотрудники часто не справляются с командной работой и личной ответственностью, которая на них ложится. Индийская культура делает акцент на достижение успеха с самого детства, воспитывая способных работников, но они больше готовы к сотрудничеству, нежели к конкуренции.
Помимо этого есть проблема со штаб-квартирой. Людей из главного офиса приходится убеждать не обращать внимания на хаос Индии и увидеть ее реальный потенциал: большие инвестиции могут окупиться за несколько лет. Также придется убедить их в том, что Индия, как и Китай, заслуживает уникального подхода.  
Те, кто в этом преуспел, завоевывают доверие генерального директора, но для этого требуется гибкий и стойкий лидер с бесконечной страстью к своей работе и отрасли. Индию следует воспринимать не как стартовую площадку для большой работы, а как большую работу саму по себе. Чтобы построить здесь бизнес, придется потратить 5–10 лет.
Благодаря всем своим проблемам Индия — отличный полигон для управленцев. Кроме того, это, наверное, единственная страна, где присутствуют все продукты, бренды и услуги компаний. Приз за успешную работу — преуспевающий бизнес на одном из самых крупных рынков в мире и личный опыт, который пригодится где угодно.