Чтобы противостоять снижению экономического роста, Россия потратит миллиарды долларов на инфраструктуру, в том числе дороги и железнодорожное сообщение. Об этом на Петербургском международном форуме заявил президент Владимир Путин. Одним из пунктов станет модернизация Транссибирской магистрали, которая должна стать ключевой транспортной “артерией, связывающей Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона”, отметил он.
Российский президент выступил с речью о мерах по оживлению экономики на Петербургском международном экономическом форуме сразу после того, как Россия подписала два главных соглашения о поставках нефти и газа в Китай — подальше от Европы, пишет Financial Times.
Некоторые специалисты сегодня отмечают, что российский нефтегигант и монополист "Газпром" теряет свои позиции в пользу меньшего конкурента. Владимир Путин же заявил, что Россия сделает шаги в сторону улучшения делового климата и возобновления приостановившегося инвестиционного роста. Также будет рассмотрен вопрос о росте стоимости коммунальных услуг.
Помимо этого, Путин пообещал продолжить рассмотрение вопроса об амнистии бизнесменов, осужденных за экономические преступления. Он отметил, что по действующему закону многие заключенные даже не были признаны виновными. Таким образом президент пытается покончить с теневыми делами эпохи 90-х и показать предпринимателям, что теперь они и их собственность в безопасности.
Впрочем, скорее всего, инвесторы к этим мерам отнесутся скептично. Острое замедление российского роста до 1,8% за первые пять месяцев 2013 года стало главной темой для обсуждения на ежегодном инвестиционном форуме в "северной столице России"." Мы много лет мы жили в ситуации бурного, почти непрерывного повышения цен на наши основные экспортные товары, что позволяло отечественным компаниям, да и государству, покрывать высокие издержки. Теперь этого фактора больше нет, как и нет легких решений. Нет волшебной палочки, которая могла бы разом изменить положение дел", — сказал Владимир Путин.
На сцене господин Путин встал рядом с немецким канцлером Ангелой Меркель, однако ясно дал понять, что отныне в вопросах экономики Россия будет больше смотреть на Восток, а не на Европу. Энергетические соглашения с Китаем могут помочь стране расшевелить экономику: за $270 млрд государственная нефтекомпания "Роснефть" поставит Китаю 360 млн тонн нефти в течение 25 лет. Пекин предварительно заплатил $60 млрд.
Кроме того, независимой газовой компании НОВАТЭК разрешили подписать контракт с китайской CNPC о продаже доли завода по сжижению газа на полуострове Ямал. Стоимость сделки составила $20 млрд. Владимир Путин и китайские бизнесмены уже подписали соглашения, подтверждающие, что Россия немного "либерализирует" ограничения на экспорт сжиженного газа.
Также российский президент намерен повысить уровень инвестиций в российскую экономику. Начать он предлагает со снижения затрат на транспорт и другие бюрократические препятствия, которые не дают инвестициям расти. Для начала Россия потратит 450 млрд рублей ($13,7 млрд) из Фонда национального благосостояния на три крупных транспортных проекта — строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань, создание новой объездной автодороги в Подмосковье и на существенную модернизацию Транссибирской железной дороги.
Россия была готова использовать до половины $87 млрд-го резервного фонда на развитие инфраструктуры. Все эти проекты стали бы общественно-частными товариществами, а правительство бы выступило соинвестором. “Запасы нашего Фонда национального благосостояния не должны быть потрачены на пустяки. Они должны быть вложены в проекты, которые изменят страну,” — сказал Владимир Путин. Президент признал падение иностранных инвестиций в России и то, что инвесторов не удовлетворяли условия, предлагаемые некоторыми государственными компаниями.
“Именно по качеству работы госкомпаний инвесторы часто судят о качестве управления в стране в целом, и часто эти суждения не очень благоприятные,”— сказал Владимир Путин, добавив, что Москва создаст систему вознаграждений и наказаний за управление госкомпаниями.
Впрочем, банкир и член правления "Атона" Берни Сачер, который работает в России уже двадцать лет, считает, что обещания подобных реформ привели к незначительным изменениям по итогам прошлогоднего форума. Самая большая проблема России — застой в политике.